Узкоколейная железная дорога - единственный способ попасть в поселок Пильва. Дорога длиной 68 километров была построена в 1959 году и изношена до критического уровня: износ шпал составляет 100 процентов, рельс - 53. Сейчас объект находится на балансе ГУП АМ-244/2. Но в Пильве ликвидируются исправительные учреждения ГУФСИН, поэтому железнодорожные пути подлежат списанию и демонтажу.
Об этой проблеме жители поселка - а их всего 189 - написали письма губернатору Виктору Басаргину и Уполномоченному по правам человека в Пермском крае Татьяне Марголиной.
- Мы рискуем утратить связь с миром, - говорят жители Пильвы. - Весной руководство ГУФСИН по Пермскому краю заверило жителей в сохранении в 2012 году этой дороги. Но неизвестные лица уже начали демонтаж путей.
В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае отмечается, что судьба поселка Пильва типична для аналогичных населенных пунктов, где работали учреждения системы исполнения наказания. Их инфраструктура запущена, а переселение жителей не предусмотрено ни одной программой. Органы местного самоуправления сетуют на скудость бюджета, поэтому краевой проект по переселению граждан из труднодоступных территорий оказался невыполнимым. По информации министерства ЖКХ края, за последние три года участие в проекте не приняло ни одно поселение.
Жители пояснили губернатору, что в Пильве нет работы, социальной инфраструктуры, в частности, не работает почта, нет фельдшера. По словам начальника ГУФСИН по Пермскому краю Александра Соколова, сотрудники ликвидируемых колоний будут в первую очередь получать сертификаты на приобретение жилья.
- Мы готовы обеспечить своих сотрудников, которые сейчас работают в Пильве, социальным жильем в других поселках с работающими колониями. При этом они не будут исключаться из очереди на получение сертификата, - отметил Александр Соколов.
По итогам встречи с жителями Пильвы Виктор Басаргин поручил ГУФСИН восстановить узкоколейную железную дорогу и организовать ее охрану. Также ГУФСИН рекомендовано составить список получающих сертификаты на жилье. Краевому правительству глава региона поручил решить вопрос по оказанию медицинской помощи населению поселка.
Чтобы восстановить, а вернее практически построить заново узкоколейную железную дорогу, необходимо более 63 миллиона рублей.
- Оптимальное решение - переселение из Пильвы тех, кто здесь проживает, - отметил Виктор Басаргин. - Мы предлагаем переселять людей в те населенные пункты, где есть работа и нормальные условия жизни.
Своих сотрудников руководство ГУФСИН должно обеспечить работой и жильем. А край берет на себя обязательство переселить из поселка остальных граждан - пенсионеров, учителей, детей.
После общения с жителями поселка Пильва Виктор Басаргин провел в Чердыни совещание с руководством пермского ГУФСИН о перспективах поселений Чердынского района после сокращения структур исполнения наказания. Исправительные учреждения в районе ликвидируются в поселках Ольховка, Чепец, Петрецово, Бубыл, Пильва, Верхняя Колва. Выезд семей военнослужащих влечет за собой сокращение численности населения поселков. Под вопросом оказывается круглогодичное транспортное сообщение с населенными пунктами в отдаленных и труднодоступных местах, устойчивая связь. Как следствие, будут затруднены доставка продуктов питания, почты, пенсий, оказание медицинской помощи населению, тушение пожаров.
- Совместно с предприятием "Соликамскбумпром" занимаемся поиском решения проблем таких поселков, как Пильва, - заявил по итогам совещания губернатор Виктор Басаргин.- Их в Чердынском районе шесть. Сегодня определили так называемые зоны развития - населенные пункты, где с участием краевого бюджета будем строить жилье для переселенцев. Это, прежде всего Чердынь, и районы присутствия предприятия "Соликамскбумпром". Вместо выдачи сертификатов будем переселять в готовое жилье.