Крупные инвестпроекты в СЗФО оказались убыточны для регионов

Срок выхода на безубыточность многих крупных инвестиционных проектов, реализуемых в регионах Северо-Запада, составляет 7-12 лет. Все это время новые компании не отчисляют в региональный бюджет налог на прибыль.

Объем налога на имущество, зачисляемый в казну субъектов РФ, часто бывает неполным из-за налоговых льгот и прочих преференций, практикуемых в том или ином регионе. В результате прибыль регионального бюджета от работы инвесторов, которые пришли в Северо-Западный федеральный округ на волне инвестиционного бума "нулевых", часто исчисляется только налогом на доходы физических лиц, работающих в крупных корпорациях или на заводах.

На примере двух субъектов СЗФО, чьи законы об инвестиционной политике и налоговых льготах значительно отличаются друг от друга, корреспондент "РГ" разбирался, зачем власти привлекают инвесторов, которые не приносят деньги в региональную казну.

Эксклав без прав

Инвестиционная политика Калининградской области, оторванной от основной территории России, строится на новом Федеральном законе об Особой экономической зоне, который был принят в 2006 году. Участником ОЭЗ может стать компания, готовая инвестировать в экономику региона не меньше 150 миллионов рублей в течение трех лет. При этом 70 процентов производства и 90 процентов собственных или арендованных средств резидента должны находиться в области, а половину персонала составлять местные жители. Взамен резидент получает освобождение от налогов на прибыль и на имущество на шесть лет и затем 50-процентную льготу еще на шесть лет, фиксированную арендную плату и возможность ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны.

Закон принес свои плоды. В 2006-2008 годах рост промышленного производства в эксклаве существенно опережал среднероссийский и составил 257 процентов, региональный индекс промышленного производства вырос в 2,7 раза. Общий объем иностранных инвестиций в 2008 году составил порядка 300 миллионов долларов.

Однако в перспективе региональная казна, кроме высоких экономических индексов в докризисные годы, получила мало. Все налоги, от которых закон освободил участников Особой экономической зоны, являются региональными. В 2010 году из-за преференций, связанных с ОЭЗ, калининградский бюджет недосчитался 2,4 миллиарда рублей. Общая же сумма перечислений, поступивших от резидентов зоны в бюджеты всех уровней, составила, по оценкам министра по промышленной политике Калининградской области Дмитрия Чемакина, 2,5 миллиарда рублей. Из них региону досталось только 200 миллионов.

Ситуация с распределением региональных доходов и расходов была бы не столь критичной, если бы не актуальная для Калининградской области проблема-2016. 1 апреля 2016 года завершится переходный период первого закона об Особой экономической зоне в Калининградской области, принятого в 1996 году. Резиденты этого ФЗ (порядка 700 компаний) больше не смогут свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из сопредельных стран и вывозить в Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов. Регион ждет рост безработицы, снижение объемов валового внутреннего продукта и поступлений в областной бюджет.

Впрочем, об отмене налоговых преференций для резидентов нового закона об ОЭЗ речи идти не может, отмечают эксперты "РГ". Благодаря новой Особой экономической зоне в Калининградскую область пришли свыше 70 крупных инвесторов, на предприятиях которых уже трудоустроились более пяти тысяч жителей региона (0,5 процента от численности населения миллионного эксклава). И привлекательные налоговые условия стали одной из причин возросшего интереса отечественных и зарубежных корпораций к Калининградской области.

В укреплении бюджетной системы эксклава помогла бы частичная децентрализация национальной налоговой системы, считает бывший министр экономики Калининградской области Александра Смирнова (ныне советник генерального директора калининградской компании - одного из крупнейших резидентов нового закона об ОЭЗ). К примеру, речь идет о поправках в федеральные законы и кодексы, которые позволили бы Калининградской области, в виде исключения, оставлять в региональной казне часть НДС. Сейчас весь объем этого налога - свыше 30 миллиардов рублей в прошлом году - эксклав, как и другие субъекты РФ, перечисляет в федеральный бюджет.

Налоги оставили на второе

В прошлом году предприятия автопрома, ставшие одним из драйверов роста промышленного производства в Санкт-Петербурге, перечислили в бюджет города всего миллиард рублей. Эти деньги - налог на доходы физических лиц работников автомобильных заводов. Как пояснил председатель комитета финансов петербургского правительства Эдуард Батанов, большинство петербургских производителей автомобилей находятся сейчас в стадии освоения инвестиционных средств, не получая ни доходов, ни оперативной прибыли.

Первый завод по производству иномарок одного из японских автоконцернов заработал в Северной столице в конце 2007 года, незадолго до кризиса. В 2009 году, в самый разгар кризиса, открылись заводы американского концерна и другого японского производителя авто. Совокупные мощности трех предприятий - 160 тысяч машин в год - по итогам 2010 года были загружены лишь на 40 процентов.

В начале прошлого года в Санкт-Петербурге открылось мощное автомобильное предприятие корейской компании, рассчитанное на выпуск 200 тысяч автомобилей в год. Всего же в 2011 году в Петербурге было произведено 260 тысяч автомобилей (больше половины - на заводе корейского инвестора), что превысило показатели 2010 года почти в четыре раза. Однако первый налог на прибыль - порядка 200 миллионов рублей в первом квартале текущего года - перечислил в бюджет Северной столицы только один из четырех автозаводов.

Как отмечает партнер одной из крупнейших мировых аудиторских и консалтинговых компаний в России Наталья Щербакова, даже если все петербургские автомобильные заводы выйдут на этап получения прибыли, моментальных поступлений в городской бюджет, вероятнее всего, ожидать не стоит. При расчете налога на прибыль Налоговый кодекс позволяет компаниям учитывать убытки, полученные в предыдущие налоговые периоды, за счет сокращения текущей прибыли. Кроме того, все предприятия автопрома в Санкт-Петербурге являются стратегическими инвесторами, что позволяет им, согласно городскому закону "О налоговых льготах", в течение пяти лет после запуска производства платить налог на прибыль по ставке 15,5 процента, вместо обычных 18.

Сейчас основными плательщиками налога на прибыль в бюджет Северной столицы являются компании нефтегазового комплекса. В прошлом году они перечислили в казну города 33 миллиарда рублей, или 30 процентов от всех поступлений этого налога. Впрочем, и эта сумма может уменьшиться. На днях бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Санкт-Петербурга одобрил закон, устанавливающий для крупнейших инвесторов Северной столицы дополнительные налоговые льготы. Компания, в течение пяти лет вложившая в экономику города не меньше 15 миллиардов рублей, сможет в течение семи лет пользоваться льготной ставкой налога на прибыль и платить не 18, а 13,5 процента. Такой объем инвестиций, по оценкам экспертов "РГ", могут позволить себе в первую очередь представители сырьевой и нефтегазовой отраслей.

Комментарий

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук:

- Существует мнение, что автосборочные производства не очень выгодны с точки зрения наполнения регионального бюджета. Современные автомобильные заводы несколько лет не выходят на этап получения прибыли. Эти предприятия высокотехнологичны и не слишком трудозатратны, что подразумевает не самый высокий объем налоговых поступлений на доходы физических лиц. На заводе Toyota в Петербурге, к примеру, работает всего 1500 человек. Есть еще налог на имущество, который предприятие платит в региональный бюджет, но он не столь велик в сравнении с налогом на прибыль и НДФЛ. Такие претензии можно услышать и в адрес других инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости и относительно немногочисленным штатом работников, не имеющих отношения к автопрому.

С одной стороны, эта точка зрения имеет право на жизнь. Власти субъектов РФ предоставляют инвесторам налоговые льготы за счет регионального бюджета, тратят деньги на обустройство инфраструктуры под конкретный инвестиционный проект, а взамен долгие годы региональная казна практически не получает отдачи. Кроме того, любое производственное предприятие так или иначе вредит экологии региона. А приход зарубежных инвесторов, на предприятиях которых иностранные экспаты зарабатывают в несколько раз больше, чем местные жители, может спровоцировать рост социальной напряженности в регионе.

С другой стороны, появление новых компаний влечет за собой множество положительных моментов, и не все из них измеряются через призму денег. Иностранные инвесторы приносят на региональные рынки новые технологии, новые экологические стандарты и стандарты оплаты труда, которые со временем будут перенимать и уже перенимают отечественные предприятия. Кроме того, важнейшей целью региональной инвестиционной политики является создание новых рабочих мест. И во многих регионах эта цель достигается более или менее успешно, в том числе с помощью налоговых льгот и преференций.

Эдуард Хамаза, директор департамента инвестиций и маркетинга "Северо-Запад Инвест":

- Конечно, появление закона о дополнительных налоговых льготах можно только приветствовать как один из шагов в создании благоприятного инвестиционного климата как в стране, так и в Санкт-Петербурге. Тем более в условиях сегодняшних реалий, когда город часто лишается существенных поступлений в бюджет от крупных налогоплательщиков. Отсутствие четкой позиции региональной власти, общий фон и тональность восприятия инвестиционных проектов - все это привело к тому, что крупные инвесторы до недавнего времени проявляли определенную настороженность, выдерживали паузу, ожидая дальнейшего развития событий.

Поэтому принятие закона, устанавливающего налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих в проекты не менее 15 миллиардов рублей в течение 5 лет, является своего рода сигналом о позиции региональных властей, о готовности и желании осуществлять действия по привлечению инвесторов и формированию благоприятной инвестиционной атмосферы, инвестиционной привлекательности региона.