В Ярославле ученые поговорят о русской Смуте

В Ярославле открылась международная научная конференция, посвященная русской Смуте начала XVII века и 400-летию создания в Ярославле Совета всея земли.

Четыре века назад именно в Ярославле перед выступлением на занятую польско-литовским гарнизоном Москву собирало основные силы народное ополчение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Четыре месяца оно стояло у стен Спасо-Преображенского монастыря, вбирая в себя всех недовольных польским засильем.

Здесь же было создано своего рода временное правительство - Совет всея земли, занимавшийся решением главных проблем внутренней жизни страны и вопросами внешней политики. Здесь же чеканилась общерусская монета. Поэтому считается, что Ярославль в это время во многом выполнял столичные функции.

Ровно сто лет назад, в 1912 году, юбилей пребывания в городе второго ополчения ярославцы отметили торжественным заседанием Ярославской губернской ученой архивной комиссии (ЯГУАК) в зале губернского правления. В нем приняли участие видные ученые и общественные деятели из Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и других городов. Материалы заседания были изданы отдельной книгой в 1913 году.

Спустя сто лет, международную научную конференцию, посвященную 400-летию событий 1612 года, подготовили наследники ЯГУАК - Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и госархив Ярославской области, а также Институт российской истории РАН.

Как сообщают организаторы, на конференции, которая продлится до 9 июня, будут заслушаны около 60 докладов ученых из Института российской истории РАН, Санкт-Петербургского института истории РАН, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Московского госуниверситета имени Ломоносова, Нижегородского госуниверситета, а также университетов Брянска, Воронежа, Иванова, Костромы, Курска, Нижневартовска, Рязани, Череповца.

Кроме того, в Ярославль по этому случаю приехали авторитетные историки из Варшавского университета: доктор Иероним Граля и Томаш Бохун. Тема докладов Томаша Бохуна - польско-литовский гарнизон в Москве в 1610 - 1612 годах, Иеронима Граля - польский взгляд на русскую Смуту, а также отношения Яна Петра Сапеги и организатора первого ополчения Прокопия Ляпунова. Об архиве князей Пожарских, хранящемся в Гамбурге, расскажет доцент Гамбургского университета Марита Шмюккер-Брелер.

По словам автора многочисленных книг и статей по истории Смуты, доктора исторических наук, профессора Рязанского госуниверситета Вячеслава Козлякова, сегодня перспектива изучения событий Смуты состоит в совместном исследовании русских и польских источников.

Корпус русских источников по Смуте в основном уже известен и введен в научный оборот, - считает ученый. - А вот то, что остается в Польше неизученным, неисследованным, неразысканным и непереведенным, - здесь, я уверен, нас в ближайшем будущем ждут важные и интересные открытия.

Впрочем, для того, чтобы открытия состоялись, и польским, и российским ученым необходимо еще очень много потрудиться.

- Мы перелопачиваем огромное количество материала, чтобы найти маленькую новую черточку, - говорит заместитель директора Российского госархива древних актов Юрий Эскин. - Есть два самых знаменитых хранилища документов по российскому и польскому средневековью - это архивы древних актов в Москве и Варшаве. Но Россия в XVI - XVII веках была страной централизованной: на все требовалось разрешение из Москвы, воеводы назначались, отчитывались. Поэтому в России начиная с XVI века всегда было достаточно легко проследить служебную карьеру военного или чиновника. Сохранилось много делопроизводственных материалов, даже несмотря на страшный московский пожар 1621 года. Однако в России тогда почти еще не было частной переписки и мемуаристики. В Польше ситуация другая - это была страна децентрализованная. Поэтому там значительно сложнее найти делопроизводственные, карьерные элементы, которые касаются того или иного чиновника. При этом у них сохранилось довольно много частных писем, мемуаров людей, которые в то время писали. Но это все разбросано главным образом не по основным польским архивам в Варшаве и Кракове, а зачастую по регионам или даже частным собраниям, поэтому все это очень трудно найти.

Несмотря на все эти сложности, многое из пока не открытого, безусловно, со временем будет найдено. Ведь сумели же польские ученые, по словам Юрия Эскина, провести за последние 40 лет "чудовищную по трудности работу" и составить подробные списки средневековых чиновников по разным воеводствам. Даже в России такого труда нет. Но главное, считают ученые, - беспристрастное отношение к истории. Потому что и у россиян, и у поляков, по мнению Иеронима Граля, есть одно общее качество: замечать только свои победы.

- Историческая память очень важна, но без преувеличений в патриотическом направлении, - говорит профессор. - Без лишних триумфальных акцентов. Вот приехавший со мной коллега Томаш Бохун как историк начинал с публикации про польский гарнизон в Кремле под красочным названием "Пехота сожрала сама себя" - это цитата из одного исторического источника. Он писал о том, сколько стоила человеческая рука, нога, голова, воробей... Осажденные поляки мучились от голода, и люди ели друг друга. Это страшная страница истории, но это было.