Строители: Возведение стадиона в Петербурге не прекращалось

Работы по возведению самой дорогой спортивной площадки в российской истории - стадиона на Крестовском острове в Петербурге - не были прекращены, но из-за окончания контракта между проектировщиком и заказчиком могут существенно замедлиться. Эту информацию "РГ" подтвердили в комитете по строительству, а также в компании-застройщике "Трансстрой" и в компании-проектировщике "Моспроект 4".

Вопреки распространившимся слухам о том, что стройка на Крестовском закрыта, а ее финансирование прекращено, проектировщики объяснили, что главная загвоздка - в несогласованных документах. Скорее всего, слова Георгия Полтавченко о вводе стадиона в эксплуатацию в 2013 году окажутся преждевременными, как и обещание его предшественницы Валентины Матвиенко сдать объект в 2010-м.

- Две недели назад мы получили положительное заключение Главгосэкспертизы по всей технической части проекта, а полностью завершить корректировку строительной документации можно было бы в течение 5-6 месяцев, но 31 мая срок нашего контракта с комитетом по строительству истек, и сейчас мы не имеем полномочий ни на работу с проектной документацией, ни на авторский надзор при строительстве, - рассказал "РГ" архитектор проекта, руководитель мастерской №6 ГУП МНИИП "Моспроект 4" Дмитрий Буш. - Согласовано сейчас все, кроме сводно-сметного расчета - мы передали его заказчику (комитету по строительству), но заказчик в Главгосэкспертизу эти документы не отправлял и не поручал нам защищать их перед экспертами. А если нет сметы - работы невозможны. Да, на объекте сейчас идет монтаж фермы внешнего контура, но, насколько я знаю, там всего несколько десятков рабочих. По существующим документам работы им хватит на год, но объемы этой работы будут невелики. Например, уже сейчас можно заказывать и монтировать крышу, но отсутствие сметы тормозит дело. Главное сейчас - продлить наш контракт. Сегодня представители "Моспроекта 4" обсуждают возможные варианты его пролонгации в комитете по строительству. Мы готовы продолжать работу.

В конце января "Трансстрой" сообщал о том, что на стадионе ведутся работы по сооружению монолита конструкции моста над выкатной частью футбольного поля, устройству свай и ростверков помещений внутри холма и работы по установке перекрытий - кроме того, монтируют металлоконструкции ферм внешнего контура, опоясывающих чашу стадиона на отметке +40 метров. В течение первого квартала 2012 года застройщики планировали установить две трети всего объема ферм и завершить устройство свай под помещения внутри холма сооружения стадиона.

- Ни о каком прекращении строительства речи не идет, - подтвердила пресс-секретарь компании-застройщика "Трансстрой" Елена Гурьянова. - Работа продолжается, просто не в тех объемах, в каких мы хотели бы ее вести. Это связано с тем, что мы работаем по ограниченной документации старого проекта, то есть по тем объемам, которые не подверглись перепроектированию. С момента начала нашего участия в проекте в 2008 году проект переживает уже третью корректировку. Позицию "Трансстроя" в отношении этого проекта обозначил директор компании Игорь Панкин, сказав, что с момента прихода нового главы правительства Петербурга механизм принятии финансовых решений еще не отработан. К настоящему времени в работе по строительству стадиона освоено 5,2 миллиарда рублей, но эти деньги выделялись еще до трех перепланировок проекта. С тех пор изменилась конструкция крыши, появились дополнительные средства безопасности. В июне должна быть названа новая цена нового проекта, недавно получившего положительное заключение экспертизы. Несмотря на все изменения, по проектному решению стадион по-прежнему стоит 44 миллиарда рублей, как он оценивался в 2007 году. Если стоимость проекта не будет соответствовать его техническому решению, компания будет выходить из проекта, возможно, через суд.

Финансовый аспект сложившейся ситуации в петербургском комитете по строительству прокомментировали следующим образом:

- На сегодняшний день в рамках действующего контракта с подрядчиком определен объект и его цена. Есть объем работ, который определен к выполнению. Со стороны города эти работы обеспечены лимитами денежных средств бюджета, которые подтверждены сводно-сметным расчетом с положительным заключением экспертизы. В рамках лимитов подрядчику выдан аванс в размере 3,9 миллиардов рублей, который на сегодня еще не погашен. Что на практике означает, что финансирование по объекту есть. При существующем непогашенном авансе говорить о следующих выплатах преждевременно, - рассказала "РГ" пресс-секретарь комитета по строительству Елизавета Макурина. - Напомню, 21 мая текущего года было получено положительное заключение ФГУ "Главгосэкспертиза России" по технической части проекта. То есть экспертиза подтвердила конструктивную надежность после внесенных изменений. Сейчас мы работаем над оптимизацией сметной стоимости: проводится мониторинг цен, оптимизируется смета. Вопрос по завершению строительства стадиона будет решаться после получения из экспертизы итоговой стоимости объекта.

Справка "РГ"

Идея строительства стадиона на Крестовском острове впервые была озвучена губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко в 2004 году. В 2005-2006 годах прошел конкурс на лучший проект нового стадиона, в котором победил японский проект "Космический корабль". Проект предусматривает, что на арене смогут одновременно находиться 68 тысяч зрителей. Высота семиэтажного здания составит 56,6 метра, площадь футбольного поля - 9840 квадратных метров. Арена будет накрыта раздвигающейся крышей, что позволит в комфортных условиях проводить матчи в зимнее время года.

Предполагается, что техническое оснащение площадки позволит проводить не только футбольные матчи, но и концерты, во время которых вместимость арены сможет увеличиваться на дополнительные 14 000 мест. В 2009 году сроком окончания работ был назван 2010 год, но в ходе многочисленных изменений проекта строительство затянулось. В ноябре 2011 года губернатор Георгий Полавченко назвал 2013 год "окончательным сроком сдачи стадиона" и заявил, что окончательная документация по корректировке проекта стадиона должна быть готова в начале декабря 2011 года.