Новые импортные машины могут подорожать в среднем на тысячу долларов

Уже с осени новые импортные машины могут подорожать в среднем на тысячу долларов. А цены на подержанные авто вырастут еще больше.

Готов проект поправок к закону "Об отходах производства и потребления". По нему в России может появиться утилизационный сбор - специальная пошлина, необходимая для компенсации экологического вреда и затрат на уничтожение отработавших свое авто. В конце прошлой недели законопроект, о котором идет речь, одобрил Комитет Государственной думы по промышленности, рассказал "Российской газете" первый заместитель председателя комитета, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

По его прогнозам, проект закона, предполагающий введение утилизационного сбора, могут принять уже до конца лета.

Дорогие "старики"

Сбор за новую легковушку хотят установить в размере 20-45 тысяч рублей, за грузовую машину - от 150 до 400 тысяч рублей. А к подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты. Планируется, что платить деньги будут граждане, которые ввозят машины из-за границы частным порядком. А также производители и импортеры, которые заложат выплаты в стоимость машин. Впрочем, раньше замглавы минпромторга Алексей Рахманов говорил в интервью "РГ", что предприятия, которые работают и производят технику в России, включая иномарки, будут иметь возможность гарантировать будущую утилизацию автомобилей. То есть платить сборы "живыми" деньгами им не придется.

За рубежом автопроизводители заранее включают расходы на утилизацию в стоимость машины, такая надбавка составляет примерно 100 долларов, рассказывает замглавного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. Примерно столько же может составлять стоимость утилизации и в России, считает он. А вот импортерам новых легковых машин придется доплатить на утилизацию в среднем примерно тысячу долларов, прогнозирует аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. Планируется, что величина сбора будет "привязана" к объему двигателя авто. Чем он больше, тем выше ставка, объясняет Моржаретто. Подержанным, говорит он, считается автомобиль старше трех лет. При применении повышенного коэффициента за такую машину с большим объемом двигателя сбор может составить и более 100 тысяч рублей, прикидывает он. И тогда ввозить подержанные авто станет окончательно невыгодно.

Впрочем, больших проблем для граждан эксперты от новой нормы не ждут. Импорт подержанных машин частными лицами в страну сильно упал еще с 2009 года, когда были введены заградительные пошлины, напоминает Моржаретто: с почти полумиллиона авто в год до нескольких десятков тысяч. Гутенев не скрывает, что меры вводятся как раз для барьера на пути автохлама. Но объясняет: "Проникновение подержанных автомобилей не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии является угрозой для экологической обстановки в мегаполисах. Более 50 процентов ввозимых подержанных машин не отвечают даже стандарту Евро-0". Такие машины, отмечает Гутенев, несут угрозу не только экологии, но и безопасности дорожного движения. Что касается новых импортных авто, то для них введение сборов будет компенсировано снижением пошлин при вступлении страны в ВТО.

Все эксперты признают: введение сборов активно продвигается как раз из-за вступления в ВТО. Импортная пошлина на легковушки младше семи лет должна быть снижена до 25 процентов (сейчас авто в возрасте до трех лет облагаются пошлиной 30 процентов, до пяти лет - 35 процентов от стоимости машины). Проект закона может защитить отечественный автопром от подешевевшего импорта. Причем не только сугубо российские компании, но и работающих на территории страны иностранных производителей, отмечает Гутенев. Они тоже смогут пользоваться режимом гарантий по утилизации, утверждает он. Снижением пошлин зарубежные концерны были обеспокоены не меньше АвтоВАЗа, знает Моржаретто: стоимость производства в России выше, чем во многих других странах, и конкурировать с расположенными там заводами сложно. Если не ввести защитные меры, все понастроившие в нашей стране заводы концерны окажутся на бобах, прогнозирует он. Но введение сбора позволит не допустить резкого роста импорта на нашем рынке, но объем продаж не упадет, надеется Тимерханов. "Примерно 70 процентов продаваемых машин произведено в России, это все марки, входящие в топ-10, - говорит Моржаретто. - А завозятся в основном машины люксовых марок, например "Мерседесы".

В России есть производство и практически у всех мировых производителей грузовиков, утверждает Моржаретто. На грузовой транспорт при вступлении в ВТО пошлины, уточняет он, должны резко упасть. Соглашение об этом подписали еще в 2004 году. Поэтому на грузовики и предлагается ввести такие высокие утилизационные сборы. "Если не принять защитных мер, грузовой сегмент может серьезно пострадать от наплыва подержанной иностранной или дешевой китайской техники. За примером далеко ходить не надо: соседняя Польша фактически лишилась собственного автопрома после вступления в ВТО", - соглашается Тимерханов.

При этом, как утверждает Гутенев, новые меры соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО. Но буквально неделю назад Еврокомиссия резко раскритиковала ряд последних инициатив России по защите внутреннего рынка, в том числе и проект по утилизационным сборам, предположив, что они могут пойти вразрез с нашими обязательствами по ВТО. Однако Моржаретто утверждает, что проект соответствует правилам организации, хотя и не исключает: кто-то из партнеров может действительно обратиться с иском в суд. Впрочем, по его информации, российские власти знают о такой опасности и готовятся отбивать судебные иски.

официально

Георгий Каламанов, замминистра промышленности и торговли:

- Ставки утилизационных сборов пока еще не утверждены. Предполагается, что они будут дифференцированы в зависимости от мощности двигателя и возраста автомобилей.

Но при этом ставки будут прописываться в отдельном постановлении правительства, которое должно быть подготовлено вместе с другими нормативными актами после принятия закона об отходах.

Кроме того, параллельно с принятием проекта закона мы будем договариваться с партнерами по Таможенному союзу. Казахстан пока считает, что утилизационные сборы применять не нужно, и ищет другие варианты защитных мер. В принципе другие механизмы возможны. Например, по европейской схеме сборы берутся с въезжающих на территорию страны автомобилей, это около 15-20 евро в сутки. Но такие сборы сложнее администрировать. Кроме того, в утилизационных сборах есть еще один плюс - это их технологическая составляющая. Мы не можем превращать страну в свалку.

Но кроме введения сборов надо будет еще разработать систему утилизации, подготовить под это мощности, а это очень большой объем. За всю программу льготной утилизации мы вывели с рынка около 600 тысяч авто, теперь речь будет идти о других масштабах.