13.06.2012 23:00
    Поделиться

    Законопроект о возврате денег пассажиру за неиспользованные авиабилеты

    Законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс

    Статья 1.

    Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 21 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 246, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N2 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351) следующие изменения:

    1) в статье 107:

    а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

     "2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку".

    б) дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 в следующей редакции:

    "3. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.

    4. Если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1 , 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром фактически не использованы услуги.

    5. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.

    6. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом б пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается".

    2) статью 108 изложить в следующей редакции:

    "Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира

    1. В случае отказа пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

    При отказе пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, но позднее установленного в соответствии с настоящим пунктом срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

    2. В случае если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги.

    Сборы, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги, подлежат возврату пассажиру.

    Перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов.

    3. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью или смертью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма.

    4. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязано информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы, до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

    Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы устанавливается федеральными авиационными правилами".


    Статья 2.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

     

    Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации"

    Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 15 декабря 2010 г. N 7, предусматривающего подготовку предложений по внесению в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих порядок и условия возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров.

    В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие изменения в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания.

    При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.

    В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат уплаченных за воздушную перевозку сумм осуществляется в случае отказа пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете. Согласно действующей ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки или нет.

    В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, фактически использованные пассажиром до отказа от перевозки удерживаются перевозчиком из возвращаемой пассажиру суммы.

    Реализация указанных положений законопроекта будет осуществляться в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками на основе тарифов и сборов. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "0 защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

    При этом статьей 39 Закона "О защите прав потребителей" установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.

    Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

    При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

    Таким образом, ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

    При этом общепринятая международная практика, успешно используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение договоров воздушной перевозки на различных условиях:

    с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;

    с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;

    с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается (далее - невозвратные тарифы).

    Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.

    За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки) иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой.

    Анализ статистических данных авиакомпаний "Аэрофлот - российские авиалинии", "Авиакомпания "Трансаэро", ГТК "России", "Сибирь", "ЮТэйр", выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.

    Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.

    Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.

    Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты "переплачивают" в год сумму в размере 22,7 млрд. рублей.

    Также необходимо отметить, что согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

    Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.

    Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных авиакомпаний.

    При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для российских авиакомпаний нарушает п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

    С учетом изложенного, содержащийся в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных тарифов приводит:

    - к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;

    - к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных условий с иностранными авиакомпаниями.

    Установление права российских авиакомпаний на применение невозвратных тарифов с сохранением возможности выбора пассажиром условий договоров, предусматривающих возврат провозной платы при отказе от перевозки, позволит суммарно снизить уровень тарифов, имеющих условие об их невозвратности, на 6,8 млрд. рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).

    Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N2 1095 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении" в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом рост объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях в 2010 году составил 24,7 процента.

    Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом заключать договора воздушной перевозки на различных условиях, предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки как полный возврат провозной платы или возврат с удержанием неустойки, так и невозвратные тарифы:

    позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам определенное количество авиабилетов на различные направления по существенно сниженной цене;

    позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой;

    приведет к увеличению подвижности населения;

    увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;

    увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в федеральный бюджет;

    окажет позитивное влияние на экономику в целом.

    С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов.

    В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации о том, что при отказе пассажира от перевозки позднее установленного срока с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.

    Исключением из основного правила согласно законопроекту является случай, когда стоимость перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от полета не возвращается, за исключением сборов за фактически неиспользованные пассажиром до отказа от перевозки услуги по договору воздушной перевозки, которые подлежат возврату пассажиру.

    При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

    В целях гарантирования прав пассажиров на выбор условий заключаемых договоров законопроектом предусматривается, что перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных перевозчиком на маршруте воздушной перевозки тарифов.

    Согласно законопроекту положения п. 1 и 2 ст. 108 в редакции законопроекта об уведомлении за 24 часа об отказе от перевозки, об удержании неустойки и о невозвратных тарифах не распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира, либо в связи с задержкой или отменой отправления воздушного судна, иными действиями перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.

    Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную перевозку сумма.

     В целях исключения противоречий законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок возврата пассажиру уплаченных за воздушную перевозку сумм в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушениями со стороны пассажира, аналогичный порядку, предусмотренному ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.

     

    Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации"

    Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

     

    Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации"

    Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

     

    Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации"

    Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Для реализации федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" потребуется утверждение приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации".

    Срок подготовки указанного приказа Минтранса России - 1 месяц со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации".

    Головным исполнителем по разработке приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" является Минтранс России. 

    Прим. ред.: Законопроект опубликован  на сайте Минэкономразвития РФ.

    Поделиться