Поправки в Воздушный кодекс могут привести к росту цен на авиабилеты

Тема невозвратных авиабилетов набирает новые обороты. Союз потребителей России настаивает, чтобы их действие не распространялось на те случаи, когда перевозчик сам отказывает пассажиру в перелете.

Иначе, если при регистрации на рейс вы не смогли заплатить за перевес багажа, и поэтому вас не пустили на борт, авиакомпания будет вправе не возвращать стоимость билета. Останутся в аэропорту без денег и те, в чьей ручной клади или в багаже обнаружены запрещенные к воздушной перевозке предметы или вещества. По нынешней редакции статьи 107 Воздушного кодекса, авиакомпания в этих случаях обязана вернуть деньги за билет. Как сообщил "РГ" глава Союза потребителей Петр Шелищ, поправки по существу носят конфискационный характер по отношению к пассажирам. И Союз  настаивает, чтобы статью 107 оставили без изменений.

Что касается самих невозвратных билетов (купив их заранее по сниженной цене, вы не сможете, отказавшись лететь, получить деньги), то  Федеральная антимонопольная служба в принципе не возражает против их введения в России. Но считает, что необходимо защитить интересы пассажиров. Ведомство направило свои предложения по корректировке поправок в Воздушный кодекс в минтранс, сказал "РГ" заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

"Сейчас нет точного понимания, при каких условиях могут применяться невозвратные билеты. В принципе, один из базовых критериев - снижение цены на перевозку, - говорит замглавы ФАС. - Это позволит увеличить число продаж билетов перед отправлением самолета. Пока анализ ФАС показывает, что даже при неполной нагрузке авиакомпании не снижают цены на билеты, опасаясь их массовой сдачи. Предложенная сейчас конструкция позволить, как минимум до 25 процентов снижать стоимость билетов, и суда будут ходить с большей нагрузкой. Зарубежные авиакомпании широко применяют такие билеты. Они позволят повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на международных направлениях". Однако, считают в ФАС, необходимо прописать в законе или подзаконном акте, что такое невозвратный билет, какова может быть его цена такого. "Здесь надо внести дополнительную ясность",- настаивает Голомолзин.

Невозвратный билет выгоден, прежде всего, для пассажира и нужно проводить разъяснительную работу среди населения по этому поводу, сказал в беседе с "РГ" замминистра транспорта Валерий Окулов. На сколько снизятся цены, он, правда, прогнозировать не стал, сказав лишь, что дешевые билеты точно появятся. Такая практика была в России до 2008 года, напомнил Окулов. "Перевозчики проводили распродажные акции, и за 99 долларов можно было купить билет в Европу. А сейчас никто такие акции не проводит. Купив такой билет, а потом не явившись на рейс, пассажир немного потеряет. Но очень заманчиво купить такой дешевый билет. Не получилось полететь, да и бог с ним, я в ресторане больше трачу, думает такой пассажир", - пояснил замминистра. Сейчас же страдают и пассажиры, и авиакомпании от того, что нет правовой возможности на внедрение невозвратных билетов, отметил Окулов.

Тем не менее, в Союзе потребителей России, внимательно ознакомившись с предложенными Минтрансом поправками в Воздушный кодекс о введении невозвратных билетов, сочли, что они вступают в противоречие с Законом "О защите прав потребителей". Там написано, что "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору". В Союзе опасаются, что если поправки Минтранса будут приняты, то может возникнуть правоприменительный хаос. Чтобы этого не было, Союз предлагает вместо предлагаемых  изменений в Воздушный кодекс определить порядок оценки фактически понесенных перевозчиком расходов, если пассажир не явился на борт, купив дешевый билет. Эти расходы зависят, в том числе и от того, продан билет еще раз или нет. "Из-за обезличенности мест в договоре авиаперевозки расходы можно определить, разделив суммарную стоимость возвращенных билетов, уменьшенную на доход перевозчика от реализации высвободившихся мест другим пассажирам, на число возвращенных билетов", - отмечают в Союзе. Это не позволит предпринимателю-перевозчику переложить весь риск недозагрузки самолета на потребителей, получая при этом двойной доход с одного места. В Союзе считают, что поправки в Воздушный кодекс, в предложенном сейчас виде, приведут к росту средних цен на авиабилеты. Свои  минимальные тарифы перевозчики будут переводить в безвозвратные, поднимая все остальные тарифы, пояснили в организации.