Артемьев отчитался перед правительством о состоянии конкуренции в РФ

Глава ФАС России Игорь Артемьев представил в правительству страны доклад о состоянии конкуренции в стране, которая, по его словам, потерпела полное фиаско.

Как отметил Артемьев, почти ничего из предложенного ФАС РФ в 2007-2011 годах по структурным изменениям в экономике реализовано не было. Причина сложившейся ситуации - в пассивной позиции ключевых министерств по развитию конкуренции в подведомственных секторах экономики страны. Все реформы в ключевых отраслях были отложены.

В новом документе содержатся стратегические инициативы развития конкуренции. Чтобы переломить ситуацию, ФАС России предлагает создать правительственную комиссию по развитию конкуренции во главе с вице-премьером. Главной ее задачей станет инициация и контроль за ходом реализации важнейших мероприятий для развития конкуренции. Необходимо составлять планы развития конкуренции не в целом, а по конкретным отраслям, причем с участием предпринимательских сообществ. Компании, доминирующие на своих рынках, обязаны публиковать свои торговые политики - как формируются оптовые скидки, каковы условия оплаты и т.п. Необходимо резко повысить санкции за нарушения со стороны руководителей регионов, губернаторов, органов местного самоуправления, склонных монополизировать рынок, а также к сговору с бизнесом (в том числе и ценовом). Артемьев предложил штрафовать за нарушения антимонопольного законодательства чиновников на 100-200 тысяч рублей. И включить показатель уровня снижения этих нарушений в перечень показателей развития регионов.

Как и в предыдущих докладах, ФАС России предлагает модернизировать законодательство о естественных монополиях, ликвидировать Федеральный закон "О естественных монополиях", а в Федеральном законе "О защите конкуренции" предусмотреть регулирование естественно-монопольных секторов. Предлагается также устранить унитарные предприятия (МУПы и ГУПы) с конкурентных рынков, провести ревизию деятельности госкорпораций, их реструктуризацию, частичную приватизацию и ликвидацию. Кроме того, либерализовать отдельные сектора экономики, в которых сохраняется тарифное регулирование при наличии конкуренции между участниками рынка. Во всех нормативных актах закрепить принципы недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры. Важно "перезапустить" остановившиеся реформы в отраслях железнодорожного транспорта, электроэнергетике и связи, либерализовать и рынок международных авиаперевозок. Как подчеркнул Артемьев, в России до сих пор отсутствует закон об основах транспортного обслуживания населения, то есть вообще об основах регулирования пассажирского транспорта.

Предлагается определить на федеральном уровне общие принципы государственной политики в области транспортного обслуживания и перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. А также ввести справедливые принципы распределения радиочастотного спектра между операторами связи и реализовать принцип технологической нейтральности отраслевого регулирования.

Отдельный вопрос - деятельность госкорпораций и их антиконкурентные возможности. Недавние решения правительства по приватизации госкорпораций, а также ограничение сроков деятельности многих из них исключительно важны.

Одно из предложений ФАС напрямую затрагивает финансовый сектор. Предлагается изменить процедуру расчета стоимости ОСАГО. Эта услуга должна стать конкурентной, компании смогут конкурировать по цене, а государство фиксировало бы верхнюю планку.

Одним из самых опасных нарушений, подчеркнул Игорь Артемьев, остаются картели. Крайне необходимо поддержать усилия антимонопольного ведомства по их выявлению, пресечению и предупреждению. В планах - активизировать работу правоохранительных органов по пресечению картелей на социально значимых рынках. Необходимо инициировать проведение совместных исследований международных картелей. Для этого в качестве важнейшего приоритета политики правительства России по защите и развитию конкуренции нужна дальнейшая интеграция в рамках ЕврАзЭС.

Конкуренции в России действительно стало меньше, но в этом виновато не только минэкономразвития, полагают некоторые предприниматели. Так, президент "Деловой России" Александр Галушка утверждает, что силовых полномочий ФАС становится все больше, а конкуренция все меньше. Кроме того, по его мнению, в докладе отсутствует оценка современного состояния конкуренции и ситуации на рынках в России. Как следует из доклада, за шесть лет работы с картелями ФАС удалось только выявить масштаб поражения антиконкурентными соглашениями различных отраслей экономики. Дела же о настоящих картелях, которые наносят огромный вред экономике и конкуренции, выявленные и раскрытые ФАС России, отсутствуют. Практика применения мер по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции антимонопольными органами демонстрируют их оторванность от потребностей бизнеса, отсутствие координации с участниками рынка, их проблемами. При осуществлении своих полномочий антимонопольные органы действуют, преимущественно руководствуясь собственными приоритетами, не акцентируя внимания на реальных нуждах предпринимательского сообщества.

В "Деловой России" начали работу над предложениями по развитию конкуренции, которые уже осенью внесут в правительство. В планах ввести норму, согласно которой чиновник должен обосновать целесообразность введения ограничения или наказания. Во-вторых, ввести систему компенсаций, если действия властей ухудшают положение компании.

Не остались в стороне и представители крупного бизнеса. Член бюро правления РСПП Давид Якобашвили рассказал, что готов описать и систематизировать распространенные случаи, когда чиновник может злоупотребить своим положением. Например, когда тендер создается под конкретную компанию. А чиновник при этом получает конкретную выгоду. Или когда компания демпингует во время тендера, снижая цену на четверть от первоначальной. А потом выигрывает тендер, не забывая при этом поблагодарить чиновника.