В Центре "Эрмитаж-Казань" проходит выставка "Кочевники Евразии. На пути к империи".
На ней представлено более двух тысяч экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа. Пожалуй, столь масштабной экспозиции здесь еще не было. Она охватывает период длиной почти в 2,5 тысячи лет и рассказывает о жизни практически всех кочевых народов, когда-либо населявших евразийский континент. Это скифы, гунны, сарматы, хазары, половцы и, конечно же, монголы.
Открывал выставку директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:
- Есть такая парадигма, что вся история Евразии - это борьба кочевых и оседлых народов. Это, конечно, не так. На самом деле был симбиоз, в результате которого рождалось очень много ценного. Собственно, в этом может убедиться каждый посетитель выставки. Безусловно, один из самых ярких разделов экспозиции посвящен скифам. Он в первую очередь поражает обилием золотых изделий. Среди них пряжки, поясные пластины, посуда. Изображены на них всевозможные животные, как реальные, так и фантастические. Это так называемый скифский звериный стиль, который впоследствии перешел к другим народам и лег в основу гербов.
Самым ценным во всех смыслах экспонатом здесь является секира из Келермеса - VII век до нашей эры. Парадное оружие с массивной рукояткой из чистого золота было изготовлено для скифов мастерами из ближневосточных государств. Вообще, сами кочевники с благородным металлом работать не умели. Золотые украшения в основном им делали греки, что называется, под заказ. Зато кость скифы обрабатывали виртуозно.
С золотом скифов соседствуют на первый взгляд неброские изделия пазыркской культуры Алтая - из кожи, войлока и дерева (V-IV век до нашей эры) Что, впрочем, не делает их менее ценными в глазах исследователей. Сам факт, что предметы из столь недолговечного материала дошли до нашего времени, огромная удача. А благодарить за это следует, как это ни странно, грабителей. Как пояснил специалист Центра "Эрмитаж-Казань" Николай Постнов, когда те проникали в курганы, то брали только драгоценные изделия. Позже в прорытые ими лазы попадала вода. Под землей она быстро замерзала и возникало что-то вроде искусственной вечной мерзлоты. В таких "холодильниках" органика хранилась великолепно.
Яркий пример тому - погребальная маска для коня. Это причудливый трехъярусный головной убор. Он украшен головой барана, которая в свою очередь увенчана птицей. Можно предположить, что по представлениям алтайцев конь после смерти должен был приобретать свойства этих животных.
Вообще, по словам Николая Постнова, парадокс в том, что сейчас о жизни древних кочевников мы судим по их захоронениям. Но ведь все предметы, которые они оставляли в курганах, предназначались для посмертного существования. А вот о том, насколько соотносились два этих измерения, остается только гадать.