19.06.2012 23:50
    Поделиться

    В Москве поговорили об обеспечении безопасности соцработников

    Как обеспечить безопасность социальных работников при оказании услуг на дому? Вчера эта тема стала предметом обсуждения за "круглым столом" департамента соцзащиты населения Москвы. Поводом послужило недавнее ЧП.

    Соцработник Наталья Арцебашева, как всегда, пришла утром к своим подопечным - пожилой паре, за которой ухаживает больше 12 лет. Дверь открыта - за ней несчастная старушка с разбитой головой просит вызвать "скорую". Соцработник не успела взяться за телефон, как на нее набросился с ножом хозяин дома. Закончилось все драматично. Старик поджег квартиру и выбросился с 13-го этажа. Что толкнуло его на безумный поступок - теперь не узнать. По словам сотрудников центра соцобслуживания на юго-западе, до этого он казался спокойным человеком.

    Конечно, этот случай - из ряда вон, но, как заметил на "круглом столе" заместитель руководителя департамента соцзащиты Сергей Логунов, сотрудники, которые оказывают социальные услуги на дому, нередко сталкиваются с агрессивным поведением подопечных. Среди них есть люди с психическими отклонениями. Бывает, и нахамят, и обвинят по пьянке... "Профессию соцработника можно вносить в группу риска", - считает Логунов. Особенно это касается тех, кто работает с бродягами, а в этой среде немало бывших уголовников и алкоголиков. Чтобы защитить соцработников от всякого рода неприятностей при оказании услуг гражданам, решено разработать для них систему мер безопасности.

    Участники "круглого стола" (а это начальники окружных управлений соцзащиты, заведующие отделениями соцобслуживания на дому, преподаватели института переподготовки и повышения кадров) внесли свои предложения. Например, обеспечить соцработников экстренной телефонной связью вроде "тревожной кнопки", а также диктофонами для записи разговоров; обучать азам личной безопасности и даже ввести, по примеру других регионов, единую форму для соцработников - с нагрудным знаком и шевроном. Но есть меры, и не требующие дополнительных расходов.

    - У медиков "скорой" есть инструкция, как обезопасить себя при вызове к пациенту, - говорит Логунов. - Подобные инструкции есть у почтальонов, даже разносчиков пиццы... А у соцработников, где 90 процентов женщин, никакой охраны труда.

    Чтобы восполнить этот пробел, участникам раздали проект специальной памятки "Меры безопасности специалистов и соцработников при посещении граждан на дому". Тут есть любопытные пункты. Например, в первый раз посещать клиента, которого ставят на надомное обслуживание, только в составе комиссии, куда входит и психолог или психиатр. Перед визитами к подопечным оставлять запись в журнале разъездов - с указанием адреса клиента и примерного времени возвращения. Всегда иметь под рукой сотовый телефон (личный?), забить в его память номер администрации ЦСО, чтобы связь устанавливалась нажатием одной кнопки. Среди полезных советов есть и смешные, например: "Входя в квартиру клиента, важно изучить пути отступления". Впрочем, памятка будет дорабатываться - к этому призвали участников "круглого стола".

    Очевидно одно: население Москвы стареет, много одиноких пожилых людей. Им требуется поддержка - и не столько материальная (с пенсиями в Москве неплохо), сколько социальная и уход. Уже сегодня на надомном обслуживании 136 тысяч москвичей - это немощные старики, инвалиды. Их обслуживают 17,5 тысячи соцработников. Для большинства подопечных приходящий соцработник - "дочка". Но и она, бывает, нуждается в защите...

    Поделиться