Показательным примером, на котором можно будет изучать пути и методы организации движения городского общественного транспорта, наверное, можно считать действия, предпринимаемые в последнее время московской мэрией. Во многом потому, что именно в Москве сосредоточено наибольшее количество личных автомобилей, а многочасовые автомобильные пробки стали обыденной реальностью для москвичей, когда они планируют свои поездки по городу. Одна из задач, проводимой в столице транспортной реформы, - пересадить горожан на наземный общественный транспорт. Ее решение состоит в выполнении требований, негласно предъявляемых пассажирами к городскому транспорту: скорость и регулярность движения (иначе говоря, достаточно точное определение времени, необходимого на перемещение из пункта А в пункт В), а также комфортность поездки. Для жителей мегаполисов критичным становится также параметр экологичности транспорта, а для властей - экономичность его использования.
Настоящий успех в борьбе с пробками будет достигнут, когда граждане убедятся, что пользоваться общественным транспортом дешевле, безопаснее и комфортнее, чем личным.
По данным статистики, даже при наличии разветвленной сети метрополитена наземный транспорт играет ключевую роль в пассажирских перевозках. Во-первых, путь до или от метро большая часть горожан преодолевает на автобусах и троллейбусах. Во-вторых, наземный транспорт перевозит более 12 млн пассажиров ежедневно, большинство из которых пользуется автобусами. Недаром московские власти свои усилия по реформированию движения направили именно на этот вид городского транспорта.
Москва целенаправленно движется к созданию системы скоростного автобусного транспорта (BRT - Bus Rapid Transit), которая позволяет разгрузить самые "заторные" маршруты в больших городах. По мнению экспертов, основными элементами BRT являются остановки большой площади, использование спутниковой навигационной системы, выделенная полоса для автобусов, легкий и быстрый доступ в наземный транспорт. Благодаря этому увеличивается пассажиропоток и скорость движения. Такая система пассажирских перевозок уже внедрена во многих мегаполисах мира: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Паулу, Сантьяго, Дели, Йоханнесбурге, Шанхае, Пекине. В результате в этих городах ситуация на дорогах кардинально изменилась: скорость движения автобусов возросла до 45 км/ч, отклонения от графика сократились в 5 раз, уменьшилось время простоя автобусов на остановках, объем перевозок пассажиров вырос в 6 раз, а аварийность автобусов сократилась на 25-80%.
В Москве уже сделаны первые шаги - на крупных магистралях выделены специальные полосы для движения общественного транспорта, переоборудуются остановки. В 2011 году заключен контракт с "Группой ГАЗ" на поставку 2070 автобусов большого и особо большого класса марки ЛиАЗ. По информации управляющего директора завода ЛиАЗ Александра Казакова, примерно 65% автобусного парка Москвы составляют автобусы именно этой марки.
Новые модели российского производителя автобусов соответствуют требованиям, предъявляемым к современному городскому транспорту как по экологии, так и по комфорту для всех категорий пассажиров. Все они оборудованы аппарелью для инвалидов, системой ГЛОНАСС, салонным кондиционером, системой автоматического пожаротушения. Для создания комфортных условий в зимнее время увеличено количество печек. Четыре камеры видеорегистратора позволяют просматривать информацию в режиме онлайн, а также накапливать ее в течение недели работы автобуса.
Кроме того, в рамках заключенного контракта в Москву были поставлены автобусы с двигателями, соответствующими экологическим стандартам Еuro-4, Еuro-5, EEV (5+). В том числе 50 автобусов с газовым двигателем самого высокого в России экологического стандарта EEV (соответствующий экологическому стандарту Еuro-5+). Эксплуатация в мегаполисе этих автобусов позволит снизить количество вредных выбросов в атмосферу: оксида углерода в 3,76 раза, оксида азота в 25 раз, углеводородов в 143 раза, сажи в 27 раз. Уровень вредных выбросов модели на 60% меньше по сравнению с аналогами, что ставит ее в ряд мировых лидеров по экологичности. Таким образом, на Ликинском автобусном заводе производятся различные модели автобусов, работающих на альтернативных видах топлива (дизель - газ - электричество), включая автобусы с гибридными силовыми установками.
Не менее важным фактором для городских автобусов является "стоимость владения", то есть уровень затрат на эксплуатацию транспортного средства. Независимые эксперты из "АСМ-Холдинга" и журнала "За рулем" признали лучшими российскими автобусами по этому параметру две модели ликинского производства, а именно ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213. Именно они поставляются в Москву.
Безусловно, новые автобусы, которые курсируют по московским улицам, это еще не транспорт будущего, на который все будут готовы пересесть из личных авто и разгрузить напряженное городское движение. Но это уже гораздо более высокотехнологичные, экономичные и комфортабельные автобусы, чем модели предыдущего поколения. В новых ЛиаЗАх есть много того, что раньше в российских автобусах попросту отсутствовало: кондиционеры в салонах, навигаторы, аппарель для инвалидов, экологичные двигатели. Не секрет, что все это - новинка для России, но уже пройденный этап для автобусов, произведенных компаниями с мировыми именами. Понимают это и в "Группе ГАЗ", поэтому учитывают получаемый опыт эксплуатации автобусов, отзывы водителей и пассажиров, транспортных компаний, для того, чтобы внедрять это в новых разработках.
Эксперты отмечают, что в последние годы началось оживление автобусного рынка в России. По их мнению, парк общественного транспорта восстановится до докризисного уровня к 2015 году. Для этого потребуется серьезное обновление автобусов и трамваев, поскольку они сильно изношены. Так, более половины автобусов были произведены еще в прошлом веке. Если тенденция сохранится, то уже скоро российским городам потребуются самые современные модели для осуществления пассажирских перевозок.
Сейчас в компании разрабатывается проект Unimax, в основе которого лежит модульный принцип производства унифицированных автобусов всех классов и назначений от 7 до 18 метров. В прошлом году появился еще и "Электробус" - это автобус на электрической тяге. Он производится совместно с компанией MOBEL на базе низкопольных машин ЛиАЗ-5292. "Группа ГАЗ" предоставляет кузова, а всю электрическую часть и ее адаптацию в электрические системы автобусов делают иностранные специалисты компании MOBEL. Разработчики утверждают, что пробег на одной зарядке составляет около 200 километров с включенным кондиционером.
Путь к созданию в российских городах системы скоростного автобусного транспорта и необходимых для этого транспортных средств только начат. И это, безусловно, очень значимый инвестиционный проект, который окупится комфортом и удобством для жителей городов России.