Современные модели автобусов изменят облик Москвы

Доступность и качество городского транспорта во многом определяют реальный уровень жизни горожан, социальный климат мегаполиса. Сказывается это и на мнении людей об эффективности работы органов власти. Проблема пассажироперевозок требует от муниципальных властей комплексного решения. И, в большей степени, нарекания вызывает состояние автобусов, как наиболее массового и широко применяемого вида городского транспорта во всех городах России.
 

От личного к общественному

Показательным примером, на котором можно будет изучать пути и методы организации движения городского общественного транспорта, наверное, можно считать действия, предпринимаемые в последнее время московской мэрией. Во многом потому, что именно в Москве сосредоточено наибольшее количество личных автомобилей, а многочасовые автомобильные пробки стали обыденной реальностью для москвичей, когда они планируют свои поездки по городу. Одна из задач, проводимой в столице транспортной реформы, - пересадить горожан на наземный общественный транспорт. Ее решение состоит в выполнении требований, негласно предъявляемых пассажирами к городскому транспорту: скорость и регулярность движения (иначе говоря, достаточно точное определение времени, необходимого на перемещение из пункта А в пункт В), а также комфортность поездки. Для жителей мегаполисов критичным становится также параметр экологичности транспорта, а для властей - экономичность его использования.

Настоящий успех в борьбе с пробками будет достигнут, когда граждане убедятся, что пользоваться общественным транспортом дешевле, безопаснее и комфортнее, чем личным.

По данным статистики, даже при наличии разветвленной сети метрополитена наземный транспорт играет ключевую роль в пассажирских перевозках. Во-первых, путь до или от метро большая часть горожан преодолевает на автобусах и троллейбусах. Во-вторых, наземный транспорт перевозит более 12 млн пассажиров ежедневно, большинство из которых пользуется автобусами. Недаром московские власти свои усилия по реформированию движения направили именно на этот вид городского транспорта.

Скорость и комфорт

Москва целенаправленно движется к созданию системы скоростного автобусного транспорта (BRT - Bus Rapid Transit), которая позволяет разгрузить самые "заторные" маршруты в больших городах. По мнению экспертов, основными элементами BRT являются остановки большой площади, использование спутниковой навигационной системы, выделенная полоса для автобусов, легкий и быстрый доступ в наземный транспорт. Благодаря этому увеличивается пассажиропоток и скорость движения. Такая система пассажирских перевозок уже внедрена во многих мегаполисах мира: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Паулу, Сантьяго, Дели, Йоханнесбурге, Шанхае, Пекине. В результате в этих городах ситуация на дорогах кардинально изменилась: скорость движения автобусов возросла до 45 км/ч, отклонения от графика сократились в 5 раз, уменьшилось время простоя автобусов на остановках, объем перевозок пассажиров вырос в 6 раз, а аварийность автобусов сократилась на 25-80%.

В Москве уже сделаны первые шаги - на крупных магистралях выделены специальные полосы для движения общественного транспорта, переоборудуются остановки. В 2011 году заключен контракт с "Группой ГАЗ" на поставку 2070 автобусов большого и особо большого класса марки ЛиАЗ. По информации управляющего директора завода ЛиАЗ Александра Казакова, примерно 65% автобусного парка Москвы составляют автобусы именно этой марки.

Новые модели российского производителя автобусов соответствуют требованиям, предъявляемым к современному городскому транспорту как по экологии, так и по комфорту для всех категорий пассажиров. Все они оборудованы аппарелью для инвалидов, системой ГЛОНАСС, салонным кондиционером, системой автоматического пожаротушения. Для создания комфортных условий в зимнее время увеличено количество печек. Четыре камеры видеорегистратора позволяют просматривать информацию в режиме онлайн, а также накапливать ее в течение недели работы автобуса.

Кроме того, в рамках заключенного контракта в Москву были поставлены автобусы с двигателями, соответствующими экологическим стандартам Еuro-4, Еuro-5, EEV (5+). В том числе 50 автобусов с газовым двигателем самого высокого в России экологического стандарта EEV (соответствующий экологическому стандарту Еuro-5+). Эксплуатация в мегаполисе этих автобусов позволит снизить количество вредных выбросов в атмосферу: оксида углерода в 3,76 раза, оксида азота в 25 раз, углеводородов в 143 раза, сажи в 27 раз. Уровень вредных выбросов модели на 60% меньше по сравнению с аналогами, что ставит ее в ряд мировых лидеров по экологичности. Таким образом, на Ликинском автобусном заводе производятся различные модели автобусов, работающих на альтернативных видах топлива (дизель - газ - электричество), включая автобусы с гибридными силовыми установками.

Не менее важным фактором для городских автобусов является "стоимость владения", то есть уровень затрат на эксплуатацию транспортного средства. Независимые эксперты из "АСМ-Холдинга" и журнала "За рулем" признали лучшими российскими автобусами по этому параметру две модели ликинского производства, а именно ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213. Именно они поставляются в Москву.

Вышли на маршрут

Безусловно, новые автобусы, которые курсируют по московским улицам, это еще не транспорт будущего, на который все будут готовы пересесть из личных авто и разгрузить напряженное городское движение. Но это уже гораздо более высокотехнологичные, экономичные и комфортабельные автобусы, чем модели предыдущего поколения. В новых ЛиаЗАх есть много того, что раньше в российских автобусах попросту отсутствовало: кондиционеры в салонах, навигаторы, аппарель для инвалидов, экологичные двигатели. Не секрет, что все это - новинка для России, но уже пройденный этап для автобусов, произведенных компаниями с мировыми именами. Понимают это и в "Группе ГАЗ", поэтому учитывают получаемый опыт эксплуатации автобусов, отзывы водителей и пассажиров, транспортных компаний, для того, чтобы внедрять это в новых разработках.

Эксперты отмечают, что в последние годы началось оживление автобусного рынка в России. По их мнению, парк общественного транспорта восстановится до докризисного уровня к 2015 году. Для этого потребуется серьезное обновление автобусов и трамваев, поскольку они сильно изношены. Так, более половины автобусов были произведены еще в прошлом веке. Если тенденция сохранится, то уже скоро российским городам потребуются самые современные модели для осуществления пассажирских перевозок.

Сейчас в компании разрабатывается проект Unimax, в основе которого лежит модульный принцип производства унифицированных автобусов всех классов и назначений от 7 до 18 метров. В прошлом году появился еще и "Электробус" - это автобус на электрической тяге. Он производится совместно с компанией MOBEL на базе низкопольных машин ЛиАЗ-5292. "Группа ГАЗ" предоставляет кузова, а всю электрическую часть и ее адаптацию в электрические системы автобусов делают иностранные специалисты компании MOBEL. Разработчики утверждают, что пробег на одной зарядке составляет около 200 километров с включенным кондиционером.

Путь к созданию в российских городах системы скоростного автобусного транспорта и необходимых для этого транспортных средств только начат. И это, безусловно, очень значимый инвестиционный проект, который окупится комфортом и удобством для жителей городов России.