Поэтому смотреть конкурсный фильм "Июль" идешь с самыми серьезными надеждами. Увы, на этот раз что-то сломалось.
"Июль" (в оригинале - "Кравец") - это, так сказать, экзистенциальная драма о двух молодых женщинах, которые отправились из Софии на юг, к солнечным берегам, где к ним присоединится третья. С самого начала заявлен их тотальный скепсис по отношению к будущему Болгарии, в частности, и к людям в целом. Обе хорошо пьющие, обе убежденные эмансипе, обе видно, что тертые калачи и уже ничего не боятся. Потом не боятся уже втроем, ищут диких берегов у деревушки Кравец и ведут классическую жизнь "дикарей": разводят костры, моются под струей из бака, треплются о романе, который пишет одна из них, о чокнутых мужиках и о многом другом, столь незначительном, что этот треп мгновенно забываешь, понимая, что перед нами, наверное, присказка, а сказка впереди. Актрисы хорошие, диалоги натуральные, хотя и натурально пустые, но из аннотации к фильму знаешь, что впереди насилие и коррупция, охватившие Болгарию. И аннотация создает тот самый саспенс, который по идее должна создать картина.
После такой аннотации некоторое время восходы и заходы, плеск морской волны и тревожные крики чаек воспринимаешь как назревающую катастрофу. Героини играют в шахматы, по-прежнему много пьют, и мы узнаем, что на этой почве одна из них даже провела некоторое время в психдиспансере. Но хотя они успели пересечь половину страны, фильм все еще не стронулся с места. Купания голышом привлекут только местного милиционера, вполне мирного, но спровоцируют парочку "новых болгар" в джипе. Назревающая катастрофа на миг материализуется в их пошлых, ничего хорошего не обещающих физиономиях, но снова откладывается на неопределенное время.
Нет, правда, я не то, чтобы жажду крови. Просто, когда в кинозале, хочется, чтобы начался хоть какой-нибудь сюжет. Потому что сколько можно слушать незначительный треп эмансипе!
Все произойдет в самом финале. Будут и насилие, и унижение, и страшная месть, и даже техасская казнь бензопилой, утрамбованные в экспресс-пятиминутку. И если в американских фильмах накуролесившие герои бегут от полиции в Мексику, то здесь бегут в Румынию, где полиция так падка на пиво. Остановившаяся экзистенциальная драма перейдет в торопливый ужастик с вендеттой, спасительным креном в иронию и англоязычным шлягером на титрах.
Режиссер-дебютант Кирилл Станков сам написал сценарий, доказав на практике, что режиссура и драматургия - профессии разные. Первой он худо-бедно владеет, второй - не владеет вовсе. И мотор фильма захлебнулся, не успев раздухариться.
Теперь интересно, сумеет ли член жюри хороший болгарский режиссер Явор Гырдев преодолеть понятный соблазн дать соотечественнику фору.