В регионе, где стадо свиней насчитывает десятки тысяч, начали перестраховываться. Учитывая тот факт, что очагом инфицирования в большинстве зараженных чумой регионов стали фермерские хозяйства и личные подворья, областные власти настойчиво попросили всех владельцев хряков и свиноматок сдать поголовье. Деньги предложили, по словам самих фермеров, приличные - по 30 тысяч рублей за животное, и люди в основном согласились. Сельским жителям порекомендовали держать по одному-два поросенка на откорм, но где брать молодняк - толком не объяснили.
Собственно, простого и удобного рынка поросят в регионе так и не создали. Чиновники департамента АПК области, отчитываясь о реализации программы по предотвращению африканской чумы свиней, говорят о том, что люди уже продали почти 5,5 тысячи свиноматок и хряков. На рынках прекращена реализация молодняка. Закупать его теперь нужно, подав заявку в администрацию сельского поселения. Местные власти связываются с крупными свиноводческими предприятиями, которые согласились поставлять непрофильный товар, и приобретают молодняк для личных подворий. Помимо этого, ветеринарная служба региона следит за тем, в каких условиях содержатся животные. Есть ряд требований, которые нужно строго соблюдать. Проверок же не избежать, ведь в администрации знают, в каком дворе сколько держат поросят.
Во многом из-за такой сложной системы в регионе уже сложился теневой рынок молодняка. О поставщиках громко не говорят, заказы им делают через знакомых, а после стараются, чтобы соседи не услышали, как в сарае кто-то хрюкает. О том, где берут свинок сами отчаянные бизнесмены, - не известно. Говорят, что поросят поставляют те, кто не обменивал свиноматок на 30 тысяч рублей. По второй версии - их воруют на свинокомплексах работники, а потом продают. Утверждают также, что привезти кабанчика могут из соседних регионов - например из Курской области, где, кстати, недавно была зафиксирована вспышка АЧС.
Факт формирования черного рынка молодняка свиней признают и власти региона.
- Как это делается? Подходит к вам человек и предлагает поросят. Если нужны - называет место встречи и время, - пояснил главный ветеринарный врач региона Олег Бабенко, который называет эту ситуацию опасной. - Мы не знаем, откуда и кто привез поросенка, его спрятали и все. Люди не понимают, что у нас нет задачи искоренить свиноводство в личных подворьях, главное - чтобы содержание поросят было безопасным.
При этом Олег Бабенко не скрывает, что его коллеги на местах порой перегибают палку:
- Что нужно контролировать? Главное - чтобы свиней не выгуливали и не кормили пищевыми отходами неизвестного происхождения. И советую не доходить до мелочей, проверяя условия содержания. А то хозяевам говорят, мол, у вас форточка в сарае не зарешечена, как будто это важнее всего.
Замначальника департамента АПК Алексей Хмыров отмечает, что цена на свиней, проданных из-под полы, колеблется от трех до трех с половиной тысяч рублей, тогда как раньше она достигала пяти тысяч. Между тем десятикилограммовый поросенок, купленный через сельскую администрацию, обойдется селянину в две тысячи рублей.
- Сейчас в нашей базе данных 7236 заявок на поросят, ежегодно же в регионе продается 10-12 тысяч голов молодняка, - говорит Алексей Хмыров. И добавляет, что, несмотря на работу свиноводческих предприятий, которые предлагают цену ниже "рыночной", бизнес поставщиков нелегального товара процветает.
- Какая же это борьба с АЧС, если поросят везут из Курска и Воронежа? - задался вопросом губернатор Евгений Савченко. Недовольный работой подчиненных, он назвал ситуацию "полумерами". И тоже обратил внимание на более высокую цену на свободном рынке.
По мнению главы региона, возможно, людей не устраивает не только система приобретения молодняка, но и его качество. Сельские жители привыкли к сальным породам, а им предлагают результат тройного скрещивания - с такого поросенка много сала не срежешь.
- В личные подсобные хозяйства мы поставили уже 20 поросят дюрков, они не сальные, - подтверждает начальник отдела животноводства Шебекинского района Инна Кальницкая. Правда, особых пожеланий от населения по поводу качества молодняка она не слышала.
Олег Бабенко подчеркивает, что сельские жители - это потребители как раз сальной свинины. Стоит отметить, что ее на рынке и прежде было очень мало. Именно поэтому специалист говорит о необходимости создать небольшой репродуктор, где будут производить такой молодняк.
- Необходимо предприятие на 400-450 свиноматок, - говорит он. - И обязательно нужны свиньи сальных пород, которых у нас традиционно выращивали. А чтобы не было воспроизводства на местах, всех хрячков, которые продаются, лучше сразу кастрировать, и тогда все будет под контролем.
Однако пока инвестора, желающего вкладывать средства в такой репродуктор, нет. Да и крупные свиноводческие предприятия - участники программы - неохотно продают молодняк. Алексей Хмыров отмечает, что агрохолдингам это попросту невыгодно.
Показательно, что их представители даже разговаривать об этом не хотят. Так, в отделе продаж ОАО "Белгородский бекон" от каких-либо комментариев отказались, хотя, по словам представителя администрации Шебекинского района, именно с этой компанией заключали договоры на поставку свинок.
Правда, пока ситуация с молодняком не повлияла на цену товарной свинины. По словам Алексея Хмырова, стоимость этого мяса не падает, но и не растет, остановившись еще в сентябре прошлого года на отметке в 222 рубля за килограмм.