Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правового режима электронного документа и обеспечения его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде)
Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 27, ст. 2717; 2006, № 27, ст. 2881; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 52, ст. 6236; 2011, № 49, ст. 7064, № 50, ст. 7347) следующие изменения:
1) в статье 11:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса. Электронная подпись нотариуса";
дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Для совершения нотариальных действий с электронными документами нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись.
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдается аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".";
2) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Нотариус имеет право:
совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;
совершать нотариальные действия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
истребовать от государственных органов, физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в том числе в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью (для физических и юридических лиц) и усиленной квалифицированной электронной подписью (для государственных органов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.";
3) статью 16 дополнить частью пятой следующего содержания:
"Нотариус в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой обязан передавать в Единую информационную систему нотариата электронные документы и сведения, касающиеся совершенного нотариального действия.";
4) часть вторую статьи 30 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
"обеспечивает создание и функционирование Единой информационной системы нотариата, в том числе единого архива нотариально удостоверенных электронных документов, иных электронных документов, связанных с совершением нотариальных действий;
обеспечивает электронное взаимодействие Единой информационной системы нотариата с государственными и муниципальными информационными системами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
определяет порядок получения нотариусами сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи для совершения нотариальных действий и подписания документов, связанных с нотариальной деятельностью.";
5) в части первой статьи 35:
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11) передают документы, заявления физических и юридических лиц, в том числе в электронном виде, другим физическим и юридическим лицам;";
дополнить пунктами 20 и 21 следующего содержания:
"20) удостоверяет равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
21) удостоверяет равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.";
6) статью 39 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Порядок совершения нотариальных действий в электронном виде, в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливается настоящими Основами, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.";
7) статью 45 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
"Юридическая значимость электронного документа, представленного нотариусу, должна быть подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к электронным документам, представляемым для совершения нотариальных действий, порядок использования электронных документов при совершении нотариальных действий утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.";
8) в статье 86:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 86. Передача документов, заявлений";
в части первой слова "заявления граждан, юридических лиц" заменить словами "документы и (или) заявления граждан, юридических лиц, в том числе в виде электронного документа,".
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2003, № 27, ст. 2706; № 50, ст. 4847; 2007, № 24, ст. 2830; 2008, № 49, ст. 5724; 2009, № 26, ст. 3139; 2010, № 18, ст. 2145; № 49, ст. 6419; 2011, № 1, ст. 45) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 601 следующего содержания:
"601) электронный документ - приговор, определение, постановление, ходатайство, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
2) наименование части шестой изложить в следующей редакции:
"ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И БЛАНКИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ";
3) наименование раздела XIX изложить в следующей редакции:
"Раздел XIX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И БЛАНКОВ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ";
4) наименование главы 56 изложить в следующей редакции:
"Глава 56. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И БЛАНКОВ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ";
5) дополнить статьей 476 следующего содержания:
"Статья 476. Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве
1. Участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются процессуальным решением или действием (бездействием), вправе представлять дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа, прокурору и суду ходатайство, заявление, жалобу, представление и иные документы в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена их усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте органа предварительного расследования, прокуратуры или суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Приговор, определение, постановление и иные процессуальные решения могут быть изготовлены в виде электронного документа, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью дознавателя, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. По ходатайству участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, права и законные интересы которых затрагиваются процессуальным решением или действием, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья направляет им копию процессуального решения и (или) иных документов, составленных в порядке, установленном настоящим Кодексом, в виде электронных документов, за исключением копий процессуальных решений и других процессуальных документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К апелляционным, кассационным, надзорным жалобе или представлению, поданным в суд в виде электронного документа, прилагаются копии судебных решений, принятых по уголовному делу, иных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, представлении, также в виде электронного документа.
5. Юридическая значимость электронного документа, представляемого органу предварительного расследования, прокурору и суду на основании статьи 84 настоящего Кодекса в качестве доказательства по уголовному делу должна быть подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью стороны или соответствующего уполномоченного должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных органов и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1.; 2005, № 19, ст. 1752; № 40, ст. 3986; 2007, № 41, ст. 4845; 2010, № 30, ст. 4006; 2011, № 1, ст. 10; № 29, ст. 4289, № 50, ст. 7352) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 26.7 после слов "и иные носители информации" дополнить словами ", в том числе электронные.";
2) в части 6 статьи 29.10 слова "в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации." заменить словами "в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
3) часть 5 статьи 32.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае направления судебному приставу-исполнителю постановления об административном правонарушении, вынесенного в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, одновременно направляется уведомление об отсутствии оплаты штрафа на дату направления постановления, вынесенное в виде электронного документа.".
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 30, ст. 3012; 2007, № 41, ст. 4845; 2009, № 29, ст. 3642; 2010, № 18, ст. 2145; № 31, ст. 4197; № 52, ст. 6994; 2011, № 29, ст. 4291, № 50, ст. 7364) следующие изменения:
1) абзац второй части 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:
"Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд электронные документы, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе с использованием формы, размещенной на официальном сайте суда, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации";
2) в статье 92:
часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Заявление об обеспечении иска может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе с использованием формы, размещенной на официальном сайте суда. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.";
дополнить частью 61 следующего содержания:
"61. Документы, прилагаемые к заявлению об обеспечении иска, могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".;
3) в статье 122:
абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:
"1. Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата либо по ходатайству лица по электронной почте в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи.";
в части 3 слова "или электронной почте" заменить словами "или по электронной почте в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
4) часть 1 статьи 125 изложить в следующей редакции:
"1. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
5) в части 2 статьи 126 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
6) абзац второй части 1 статьи 131 изложить в следующей редакции:
"Отзыв и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
7) абзац первый части 7 статьи 155 дополнить вторым предложением следующего содержания: "Указанные замечания могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
8) в части 1 статьи 159:
слова "направляются в электронном виде" исключить;
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Указанные заявления и ходатайства также могут быть направлены в арбитражный суд в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
9) часть 1 статьи 177 дополнить предложением следующего содержания: "По ходатайству лиц, участвующих в деле, решение, постановление или определение также может быть направлено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленными квалифицированными электронными подписями всех судей, участвовавших в рассмотрении дела и принятии решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
10) в части 1 статьи 186 после слов "с уведомлением о вручении" дополнить словами: "либо по электронной почте в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
11) в статье 231:
часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем. Указанное заявление может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в части 31 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
12) в статье 237:
часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в письменной форме и должно быть подписано лицом, в пользу которого принято решение, или его представителем. Указанное заявление также может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в части 31 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
13) в статье 242:
абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:
"2. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в части 7 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
14) в статье 260:
в части 1 третье предложение изложить в следующей редакции: "Указанная жалоба также может быть подана в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в абзаце 6 части 4 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
15) часть 4 статьи 262 изложить в следующей редакции:
"4. Отзыв и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
16) в статье 277:
часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем. Кассационная жалоба также может быть подана в арбитражный суд в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в части 5 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
17) часть 4 статьи 279 изложить в следующей редакции:
"4. Отзыв и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
18) часть 1 статьи 283 дополнить предложением следующего содержания: "Указанное ходатайство может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
19) в статье 294:
в части 1 третье предложение изложить в следующей редакции: "Заявление или представление может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
в абзаце третьем части 3 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
20) часть 4 статьи 297 изложить в следующей редакции:
"4. Отзыв и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в арбитражный суд в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.";
21) часть 1 статьи 298 дополнить предложением следующего содержания: "Указанное ходатайство может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.";
22) в статье 313:
в части 1 третье предложение изложить в следующей редакции: "Заявление также может быть подано в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда.";
в части 5 слова "в электронном виде" заменить словами "в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на материальном носителе и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
23) часть 3 статьи 318 после слов "хранения и уничтожения" дополнить словами ", требования к форматам исполнительных документов, вынесенных (представляемых) в виде электронного документа";
24) в статье 319:
дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. По ходатайству взыскателя исполнительный лист также может быть выдан в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
часть 3 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Непосредственно арбитражным судом исполнительный лист направляется для исполнения в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".".
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2006, № 1, ст. 8; 2007, № 41, ст. 4845; 2010, № 18, ст. 2145, № 50, ст. 6611) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в письменной форме или в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
2) статью 35 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд документы, как в письменной форме, так и в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также по их ходатайству получать в виде электронного документа копии судебных постановлений, извещения, вызовы и иные документы, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
3) в статье 428:
часть первую дополнить абзацем следующего содержания:
"Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
часть пятую после слов "хранение и уничтожение," дополнить словами "требования к форматам исполнительных документов, вынесенных (представляемых) в виде электронного документа".
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 1 дополнить словами ", а также на отношения, связанные с документированием информации, представленной в электронной форме при осуществлении процессуальных действий.";
2) статью 2 дополнить пунктами 112, 113 следующего содержания:
"112) юридически значимый документ - документ, обладающий свойствами аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования и порождающий правовые последствия;";
"113) правовой режим электронного документа - совокупность правовых норм и методов правового регулирования, устанавливающих условия юридической значимости электронного документа, требования к созданию, хранению и использованию электронных документов, а также защиту электронного документа от несанкционированного доступа, изменения и (или) уничтожения;";
3) дополнить статьями 111, 112 следующего содержания:
"Статья 111. Обеспечение правового режима электронного документа
Правовой режим электронного документа обеспечивается гражданами (физическими лицами), юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 112. Юридическая значимость электронного документа
1. Юридическая значимость электронного документа обеспечивается электронной подписью и иными реквизитами, в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Юридически значимый электронный документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным юридически значимому документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в соответствии с требованиями законодательства об электронной подписи.".
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14; 2011, № 30, ст. 4573, ст. 4574, № 49, ст. 7067) следующие изменения:
1) статью 12 дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Исполнительные документы, указанные в п. 1, 2, 5-8 части 1 настоящей статьи, могут быть направлены для исполнения в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".";
2) часть 11 статьи 13 дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае направления судебному приставу-исполнителю акта органа, должностного лица о наложении штрафа, принятого по делу об административном правонарушении, в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа оформляется в виде отдельного электронного документа.
Требования к форматам исполнительных документов, вынесенных (представляемых) в виде электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
3) статью 14 дополнить частью 21 следующего содержания:
"2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к форматам постановлений судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенных в виде электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
4) часть 1 статьи 50 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания: "Указанные ходатайства, письменные объяснения, отводы, жалобы могут быть поданы должностному лицу службы судебных приставов в виде электронного документа, юридическая значимость которого подвержена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
Часть 3 статьи 1 Федерального закона 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2011, № 49, ст. 7025) дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"19) осуществлении функционирования государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем."
Часть 1 статьи 19 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 52, ст. 6217; 2011, № 29, ст. 4291) дополнить абзацем следующего содержания:
"Ответ на запрос, поданный в электронном виде, может быть направлен в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
В статью 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 29, ст. 3601, № 52, ст. 6441; 2010, № 18, ст. 2142; 2011, № 30, ст. 4590) внести следующие изменения:
1) в части 8 слова ", подписанного электронной цифровой подписью" заменить словами ", юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,";
2) в части 13 слова "подписанного электронной цифровой подписью" заменить словами ", юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,".
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587, № 49, ст. 7061) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить предложением следующего содержания: "Особенности использования результатов предоставления государственной или муниципальной услуги или межведомственного запроса в электронной форме при осуществлении процессуальных действий устанавливаются уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и административным законодательством Российской Федерации.";
2) статью 7 дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги оформленный в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть представлен в виде документа на бумажном носителе удостоверенного нотариально.";
3) пункт 5 статьи 10 после слов " или муниципальной услуги" дополнить словами: "в форме электронного документа, подписанного в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" (результат предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме).".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 2, 4, 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан Минюстом России совместно с Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами и организациями во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № ВВ-П10-1516 межведомственной рабочей группой, созданной приказом Минюста России от 11 июля 2011 г. № 260.
Предлагаемый проект федерального закона направлен на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде.
Проблема обеспечения юридической значимости электронных документов является особенно актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки законопроекта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых законодательных актах и сохраняющими свою актуальность, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему обеспечения юридической значимости электронного документа.
В Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) законопроектом предлагается внести изменения, направленные на обеспечение нотариусов средствами электронной подписи за счет небюджетных средств нотариата России и позволяющие нотариусам принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, в том числе являющиеся результатом оказания государственных услуг, а также представлять результаты совершения нотариальных действий в виде электронных документов.
Предоставление результатов нотариальных действий для оказания государственных услуг предполагается через Единую информационную систему нотариата Российской Федерации, в настоящее время работающую в экспериментальном режиме, дальнейшее функционирование которой будет обеспечиваться Федеральной нотариальной палатой в соответствии с Положением "О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации" (ЕИС), утвержденным Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол № 07-2/09 от 22-23 июня 2009 г.).
Единая Информационная Система нотариата (далее - "еНот") была введена в эксплуатацию в июне 2006 г. Исключительные права на базы данных "еНот" принадлежат Федеральной нотариальной палате. В настоящее время с "еНот" работают 97% нотариусов Российской Федерации.
Сервисы "еНот" постоянно расширяются, за 2010 год объем информации, с которой работают нотариусы, увеличился в 4 раза. В настоящее время осуществляется тестирование блока "Запросы в банк", ввод в постоянную эксплуатацию которого планируется закончить в первом полугодии 2012 года.
В рамках модернизации "еНот" на 2012 года предусмотрено создание единого архива электронных документов, связанных с совершением нотариального действия.
Также планируется технологическая проработка вопроса о создании архива нотариально удостоверенных документов. В настоящее время использование такого архива нотариусами не представляется возможным ввиду режима тайны совершения нотариального действия и отсутствия обязанности нотариуса по передаче документов в архив. Соответствующее правовое регулирование предусматривается в законопроекте.
В 2010 году Фондом "Центр инноваций и информационных технологий" создан Удостоверяющий центр нотариата России.
Удостоверяющий центр нотариата России на основании итогов проведенной оценки соответствия решением Министерства связи массовых коммуникаций Российской Федерации 27 октября 2011 г. присоединен к единой системе удостоверяющих центров в области электронной подписи.
Удостоверяющий центр нотариата России входит в сеть пространства доверия удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы, Федерального государственного унитарного предприятия "Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В настоящее время средствами электронной подписи обеспечены более 4500 нотариусов, а также лиц, временно исполняющих обязанности нотариусов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697, между Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 6 октября 2011 заключено соглашение об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия.
В этой связи для закрепления указанных положений на законодательном уровне предлагается внести изменения в статью 30 Основ в части наделения Федеральной нотариальной палаты полномочиями по обеспечению электронного взаимодействия Единой информационной системы нотариата с государственными и муниципальными информационными системами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Вместе с тем следует отметить, что особенности осуществления нотариальных действий с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия также нашли отражение в рамках законопроекта, в соответствии с чем предлагается определить, что порядок совершения нотариальных действий в электронной форме, в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливается Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Организация информационного взаимодействия через подсистемы межведомственного взаимодействия органов государственной власти и "еНот" предусмотрена в ряде соглашений о взаимодействии между Федеральной нотариальной палатой и органами государственной власти, в том числе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Введение новых нотариальных действий по удостоверению соответствия электронного документа и документа на бумажном носителе позволит сформировать единое по юридической значимости информационное и правовое пространство, распространить сферу нотариальной защиты прав граждан на правоотношения, возникающие, в том числе, и на основании электронного документа.
Для эффективного внедрения единого информационного пространства судов в России необходимо законодательно закрепить возможность использования электронных документов в судопроизводстве и определить их правовой режим.
На основании указанного законопроектом предлагается внести изменения в процессуальное законодательство (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления особенностей использования электронных документов.
В связи с этим предполагается предоставить участникам судопроизводства право направлять в адрес суда ходатайство, заявление, жалоба, представление и иные документы в виде электронных документов.
В то же время участники судопроизводства смогут получать по ходатайству копии процессуальных документов в электронном виде, в том числе уведомления о результатах рассмотрения судом их заявлений и жалоб и принятых по ним решениях. Допустимыми к использованию при осуществлении процессуальных действий являются виды электронной подписи, правовой режим которых установлен Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Кроме того, представляется целесообразным унифицировать в процессуальном законодательстве понятие документа в электронном виде и определить условия его допустимости.
Так, статью 5 УПК РФ предлагается дополнить понятием электронного документа, который определяется как приговор, определение, постановление, ходатайство, жалоба, представление и иные процессуальные решения и документы в электронном виде, юридическая значимость которых подтверждена в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 84 УПК РФ под иными документами в уголовно-процессуальном доказывании подразумеваются не являющиеся вещественными доказательствами, а равно протоколами следственных (судебных) действий (заключениями эксперта либо специалиста) "любые письменные или оформленные иным способом акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, которые имеют значение по делу".
Одновременно предлагается дополнить часть 6 "Бланки процессуальных документов" УПК РФ нормами, обеспечивающими возможность использования документов в электронном виде при осуществлении уголовного судопроизводства. Так, в Главу 56 включена новая статья 476 "Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве", определяющая возможность направления участникам судопроизводства в адрес суда заявлений, ходатайств, жалоб и приложенных к ним доказательств, а также иных процессуальных документов в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет", юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, а также получать копии процессуальных решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенных в порядке, установленном настоящим Кодексом, в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Урегулирование вопросов обмена юридически значимыми электронными документами в гражданском судопроизводстве отражено в статье 5законопроекта. Изменения в статьи 3 и 35 ГПК РФ позволят обеспечить возможность подачи заинтересованными лицами и лицами участвующими в процессе юридически значимых электронных документов в суд и получения в электронном виде копий судебных постановлений, извещений, вызовов и иных документов.
Вместе с тем возможность направления процессуальных документов в электронном виде в адрес суда посредством заполнения форм, размещенных на его официальном сайте в сети "Интернет" предусматривается в ГПК РФ (пункты 1 и 2 статьи 5).
Такой подход позволит упорядочить поток поступающей в суд информации, обеспечит ее безопасность и выполнение установленных законом требований к форме и содержанию процессуальных документов. Кроме того, это будет способствовать соблюдению установленных законом сроков рассмотрения жалоб и заявлений, поскольку позволит свести к минимуму случаи возвращения гражданам заявлений и жалоб для их пересоставления.
Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части возможности получения исполнительного листа в электронном виде.
В рамках дополнения АПК РФ нормами, обеспечивающими возможность юридически значимого электронного взаимодействия между сторонами процесса и судом, предусматривается внесение "сквозных" изменений в отдельные процессуальные нормы. Реализация указанного принципа в законопроекте определяется в соответствии с изменениями, внесенными в АПК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Одной из новелл законопроекта является введение дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.
Впервые на законодательном уровне предлагается закрепление дефиниций, связанных с обеспечением юридической значимости результатов оказания государственных услуг в электронной форме и возможности их последующего использования в судах - "юридически значимый документ", "правовой режим электронного документа", "результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственного запроса".
Указанные определения вводятся в федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", содержащий определение понятия "электронный документ", регламентирующий порядок документирования информации, и от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Следует отметить, что законопроектом предусматривается исключение из сферы действия указанных федеральных законов правоотношений, связанных с документированием информации, представленной в электронной форме при осуществлении процессуальных действий.
Изменения также вносятся в Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Так, в целях обеспечения единого подхода к измерениям при осуществлении функционирования государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем при обмене электронными документами представляется необходимым урегулировать вопросы единства измерений. В связи с чем в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, которые распространяются на измерения и к которым устанавливаются обязательные требования, следует включить осуществление функционирования государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, в том числе при обмене электронными документами.
Указанные положения позволят устранить имеющиеся противоречия и разногласия в части обмена электронными документами между субъектами находящихся на территориях разных часовых поясов, а также обеспечат единые требования к временным параметрам государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем.
В Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" законопроектом предполагается внести изменения, направленные на возможность направления запроса и ответа на запрос в форме электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается изменение в федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Особенности представления результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа в качестве письменных доказательств устанавливаются в Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственный запрос в форме электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть представлен в качестве письменного доказательства в соответствии с уголовно-процессуальным, арбитражным процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, результат предоставления государственной или муниципальной услуги может быть представлен в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электронной подписи и о нотариате.
Финансирование мероприятий, предусмотренных законопроектом предполагается осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России".
В целях обеспечения юридической значимости электронных документов потребуется оснащение судов техническими средствами, осуществление электронного администрирования, обеспечение защиты информации, электронного представления информации, приобретение лицензионного программного обеспечения, осуществление информационного обеспечения судопроизводства, внедрение системы дистанционного обучения, формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов судебной системы.
В этой связи статьей 12 проекта установлен особый порядок вступления в силу статьей 2, 4, 5 с 1 января 2015 г.
Принятие данного федерального закона позволит устранить существующие в настоящее время пробелы правового регулирования на начальном этапе и позволит перейти к следующему этапу совершенствования законодательства в указанной сфере общественных правоотношений.