26.06.2012 09:15
    Поделиться

    Эксперты "РГ" прокомментировали конфликт в Демьяново

    Андрей Кончаловский, режиссер

    То, что произошло в крошечном, затерянном в лесах поселке, нельзя рассматривать отдельно от происходящего во всей стране. Пусть это капля, но по ней ясно видно, в каком состоянии находится весь океан.

    Еще Чехов говорил, что русскому человеку не хватает желания желать. Конечно, это касается не каждого представителя русской культуры. Русские бывают разными. Россияне с удивлением смотрят на своих соотечественников, которые, уехав за границу, оказываются вдруг деятельными, энергичными, успешными людьми - всем на зависть. Но уезжают именно те, кто не может жить на одной волне с большинством, те, кто хочет, несмотря на риск и трудности, строить свою жизнь.

    Такова русская ментальность: русский человек, как правило, привык к тому, что его "живут", а не он проживает жизнь. Двадцать лет назад, пять лет назад, два года, неделя - все повторяется. И так будет до тех пор, пока мы не изменим свой духовный код. Нужно думать о строительстве нового русского человека. Это самая сложная задача из всех, что стоят перед страной. Изменить человека намного сложнее, чем построить синхрофазотрон. И нельзя возлагать эту задачу на интеллигенцию. Что она может одна?

    Она только твердит о необходимости перемен. Нужна политическая воля.

    Хотя события в Демьяново произошли на прошлой неделе, я на эту тему высказался еще двадцать лет назад, когда снял фильм "Курочка Ряба". Люди иной культуры, которая подразумевает другой этический код, как ни странно, успешно и продуктивно работают в России. Возьмите корейцев, китайцев, работающих на российской территории, возьмите татар. К моему глубокому сожалению, их умение работать резко выделяет их на фоне окружающего местного населения. И здесь возникает то, что называется крестьянской завистью: более успешный сосед вызывает неприятие у людей менее успешных.

    В Демьяново к крестьянской зависти примешивается еще и национальный колорит. В окружении людей другой культуры представители любой национальности начинают действовать более сплоченно, объединяются для самозащиты. Что здесь добавить? Получается, что добавлять нечего.

    Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН

    В конфликте, на мой взгляд, камнем преткновения стали не столько национальные и религиозные различия, сколько нежелание делиться ресурсами. Представьте себе небольшое сообщество людей, жизнь которых тесно связана с окружающими лесами, - охота, рыбалка, собирательство для них не последний источник дохода. И так они живут из поколения в поколение. Люди, делающие деньги на вырубке леса, уже не вызывают у местного населения особенно теплых чувств, тем более если эти люди - чужаки.

    Владелец лесопилки, как и любой бизнесмен, едва ли запросто общается с простыми жителями, рабочими, он держится отчужденно. На своей лесопилке, за высокими заборами он не только успешно делает деньги, но и устанавливает свои правила. Вот вам еще причина для недовольства местного населения. Здесь и зависть, и простая обывательская неприязнь к людям другой культуры и национальности. Напряжение накапливается капля за каплей, достаточно одной искры, чтобы вспыхнул конфликт. А пьяная драка - это просто идеальная "искра".

    Вдобавок люди уже знают, что в других уголках страны местные жители дают отпор "захватчикам" - в СМИ широко освещаются подобные конфликты. Так почему бы не последовать примеру? Мобильная связь, машины, достаточно доступное оружие - все это позволяет быстро собрать людей и объединить в боевую группу.

    И подобные конфликты происходят по всей стране. Что делать? Хорошо бы все-таки законодательно обязать людей уважать местное население в тех районах, куда они приезжают. Удастся ли нам решить эту проблему с помощью закона?

    Мне приходилось бывать на Аляске. В крошечном местном аэропорту, рассчитанном чуть ли не на один самолет, всех приезжих обязали оставить алкоголь - местная община приняла сухой закон на своей территории. Там также нельзя, например, вывозить охотничьи трофеи: ты можешь получить разрешение на охоту, но не можешь вывезти шкуру убитого медведя. И подобных примеров, когда законы местной общины поддерживаются на государственном уровне и соблюдаются без исключений, в мире немало.

    Желание людей защитить то, что они считают своим, совершенно естественно. Думаю, его неплохо бы поддержать на государственном уровне. Конечно, нельзя допускать, чтобы люди устраивали побоища из-за клочка земли, нужно подойти к вопросу разумно. К слову, сегодня в России можно заметить всплеск гражданской активности на местном уровне. СМИ порой создают ощущение, что людей в нашей стране объединяют только рюмка или кулак. На самом же деле уже сегодня во многих регионах существует немало проектов и инициатив, которые стоило бы поддержать.

    Поделиться