Исторический комплекс Ярославля получил статус культурного наследия

Благодаря усилиям ярославских архитекторов, реставраторов и искусствоведов комплекс исторических зданий Ярославля на прошлой неделе получил статус "вновь выявленный объект культурного наследия".

Однако, несмотря на "признание", памятники продолжают уничтожать вандалы и мародеры.

Ляжем под экскаватор

В конце прошлого года в Ярославле наконец полностью были расселены так называемые фабричные казармы или, как их еще называют, - корпуса на улице Калмыковых. Из старых, плохо благоустроенных стен люди уехали в современные квартиры на окраине города - кто с радостью, кто со слезами, кто с судебными исками. Казармы, служившие жильем больше ста лет, опустели. Хотя и не окончательно: несколько семей, не решивших свои  жилищные проблемы, там все еще остаются.

Поскольку расселение происходило на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, перспектива у домов была одна - снос. И городские власти без промедления приступили к делу, превратив в груду кирпича одну из казарм. Процесс разрушения остановило лишь вмешательство местных архитекторов, заявивших о готовности "лечь под экскаватор" ради сохранения исторического наследия.

- Эти постройки представляют и художественную, и историческую ценность, - считает член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова. - По сравнению с тем, что построено рядом в советский период, они выглядят просто величественно. Там высоченные потолки, веерная кирпичная кладка над широкими окнами, чугунные лестницы и на них - уникальные решетки. Эти здания составляют единый ансамбль с производственными корпусами Ярославской Большой мануфактуры (сегодня - комбинат технических тканей "Красный перекоп"), больницей имени Семашко и другими фабричными постройками. А под охраной долгое время находилась очень малая часть этого ансамбля.

Здесь и впрямь историей все дышит. Причем историей деловой, промышленной. Ярославская Большая мануфактура была основана по именному указу Петра I почти 300 лет назад - в 1722 году. Ее первые владельцы - ярославские купцы Затрапезновы, благодаря которым, кстати, в обиход вошли слова "затрапеза" и "затрапезный". Помимо "благородного" текстиля, мануфактура тогда выпускала и очень дешевую льняную или пеньковую ткань, из которой шилась рабочая одежда, рубахи и прочие обиходные вещи - вот эта дешевая ткань и получила в народе название "затрапеза".

В 1857 году мануфактура перешла в собственность московских купцов Карзинкиных, при которых предприятие становится одним из крупнейших производителей текстиля в России. К 1898 году здесь было уже 225 тысяч веретен и 1614 ткацких станков, здесь работали десять тысяч человек. Работники в основном были местные, но немало их приезжало и из соседних губерний, поэтому квартирный вопрос для здешней "лимиты" тоже стоял остро.

Чтобы его решить, фабриканты Карзинкины начинают строительство жилья для работников, и рядом с корпусами мануфактуры один за другим с 1876 по 1896 год вырастают восемь огромных кирпичных казарм для рабочих и дом для служащих. Кроме того, здесь была построена больница, бани, ясли и училище "для подготовки обученных рабочих" с читальным залом на 1500 (!) человек.

Это был первый в Ярославле жилой массив, построенный с использованием регулярной планировки. По сути, новый квартал был городом в городе со своей системой жизнеобеспечения:  хозяйственными постройками, общественными, культовыми, торговыми и бытовыми объектами и даже садами и скверами. За его создание товарищество на Всемирной выставке в Париже в 1900 году было удостоено Gran Pris - "за заботы о рабочих и учреждения для них".

Рай для мародера

Но время прошло, и то, что когда-то было передовым и уникальным, через сто с лишним лет попало в разряд намозолившего глаза старья. О присвоении казармам статуса объектов культурного наследия вовремя никто не позаботился, и в результате город чуть не потерял изрядную часть собственной истории.

Впрочем, несмотря на все усилия местных архитекторов и специалистов регионального отделения общества охраны памятников истории и культуры, сохранить эти здания в их первозданном виде уже никогда не удастся. После расселения жильцов и приостановки сноса казарм сюда явились мародеры. Никого не стесняясь - ни журналистов, ни архитекторов, ни московских киношников, которые недавно снимали здесь очередной сериал, - люди с кувалдами выламывают металлические конструкции, опорные металлические столбы, чугунные лестницы, кованые элементы декора, сдирают железо с крыш и грузят все это на грузовики. Рядом с охотниками за металлом копаются искатели просто "чего-нибудь нужного" - например, кирпича. При мне двое мужчин сосредоточенно и без малейшего стеснения разламывали кирпичное крыльцо. Говорят, какой-то иностранец искал здесь старое дерево для скрипок…

Многие межэтажные перекрытия уже рухнули. То же самое происходит с домом специалистов, где содраны старинные металлические козырьки над всеми тремя входами, а внутри царит страшная разруха. Хотя этому образчику так называемого кирпичного стиля, по мнению специалистов, просто нет цены.

Одни и без охраны

Местные власти о проблеме знают. Так, мэр Ярославля Евгений Урлашов больше месяца назад рассказывал журналистам, что уже много раз приезжал на место с потенциальными инвесторами. Мало того, градоначальнику даже принадлежит идея переселения в восстановленные казармы мэрских департаментов, сегодня занимающих исторические здания в центре города.

А бывший первый заместитель мэра Ярославля, ныне губернатор Ярославской области Сергей Ястребов на запрос корреспондента "РГ" в свое время ответил, что "мэрия Ярославля, понимая историческую ценность территории архитектурного ансамбля Ярославской Большой мануфактуры и в целях сохранения общего архитектурного облика города, вопрос о дальнейшей судьбе указанных жилых домов… будет рассматривать с привлечением общественности…".

Однако пока получается наоборот: именно общественность привлекает, точнее, толкает власть к решению застарелой уже проблемы. Благодаря неравнодушным архитекторам, искусствоведам и специалистам местного отделения ВООПИиК казармы на прошлой неделе наконец обрели статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Но даже это ничего для них не изменило - мародеры как крушили все подряд, так и крушат. И больших перемен в расстановке "действующих лиц", судя по всему, не предвидится.

- Казармы предназначались под снос, поэтому средств для их реставрации и даже для консервации в бюджете не предусмотрено, - сообщил заместитель мэра города по вопросам градостроительства Евгений Розанов. - Проблему можно решить лишь за счет инвесторов, но желающих восстановить хотя бы одну из казарм, переселить туда какой-нибудь департамент из центра города и только потом приобрести здание этого департамента, пока не находится. Потому что это колоссальные затраты и времени, и средств. Мы пытаемся сейчас решить вопрос с охраной, полиция даже внесла казармы в обязательный список объектов патрулирования, но стоит полицейским уехать, как мародеры на объектах появляются снова.

Между тем

Существует - правда, пока эскизный - проект восстановления и использования означенного архитектурного ансамбля. Его автор, председатель общественного градостроительного совета области Аркадий Бобович предложил создать здесь деловой центр, выставочные комплексы, открыть гостиницы. По мнению специалистов, эти здания, запаса прочности которых хватит на многие годы, могут принести городу реальную пользу и стать в своей "второй жизни" точкой притяжения и для деловых людей, и для туристов. В случае же переселения туда чиновников депрессивный район получит огромный импульс в своем развитии.

- Чиновников туда поселить, гостиницы или офисы устроить - что угодно, лишь бы сохранить комплекс этих зданий, - считает Ольга Мазанова. - Просто до слез жалко, что мы теряем то, что могло бы стать украшением города, ведь это уникальный ансамбль, обладающий историко-мемориальной и художественной ценностью.

Компетентно

Станислав Пучков, заместитель директора департамента культуры Ярославской области - председатель комитета историко-культурного наследия:

- 19 июня от ярославского отделения ВООПИиК  к нам поступил пакет документов  для  включения в единый государственный реестр объектов культурного  наследия народов  РФ комплекса жилых зданий Ярославской Большой мануфактуры.  И с этого момента эти строения приобрели статус "вновь выявленный объект культурного наследия".  Они пока не включены в реестр, потому что для этого  требуется пройти еще некоторые процедуры, но объекты уже находятся под нашей охраной. Все собственники зданий, а их три - мэрия, комбинат "Красный Перекоп" и частная фирма - получили соответствующие  уведомления, и  теперь они  несут полную ответственность за  сохранность этих объектов.  Отныне все работы на этих зданиях должны согласовываться с  департаментом культуры. Ни разрушать, ни ремонтировать их нельзя - их можно только реставрировать.  За несоблюдение требований закона предусмотрена ответственность.  Для юридических лиц это штраф от 10 до 20 тысяч рублей.  Казалось бы, цифры небольшие, но штраф может налагаться неоднократно.