В официальной формулировке звучало, что, мол, компания не выполняла условий лицензионного соглашения, что было установлено Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в результате неоднократных проверок.
Право добывать уголь накладывает определенные обязанности. Компания обязана выполнять договорные объемы работ, щадить реки, проводить рекультивацию изрытых земель, восстанавливать загубленные леса, а главное - выполнять социальные обязательства. Увы, фирма "Ровер", по разным оценкам, добывала угля меньше оговоренного, рекультивацией земель занималась недостаточно и имела трудности с планированием. Вывод экспертов был таков, что, в общем, масштабная задача оказалась, ну, что ли, не по плечу Тимуру Цориеву, как говорится надкусили больше, чем могли проглотить, но самое главное - нанесли урон экологии и природе.
Добыча требует масштабных инвестиций. Но в Кузбассе вдруг заговорили, что Цориев поскупился на инвестиции, экономил на всем, вплоть до спецодежды шахтеров. Такое отношение к рабочему классу тем более удивительно, так как Цориев всегда был известен своими коммунистическими взглядами.
Но дело не в конфликте между прибавочной стоимостью и шахтерским обмундированием. Дело в том, что, потеряв лицензию, Цориев сохранил положение, которое злые языки с определенной долей сарказма называют "собакой на сене". Право на краткосрочное пользование недрами участков Глушинский и Латышевский до 1 декабря 2012 года получила другая фирма Цориева - ООО "ЦТС", являющаяся единственным учредителем ООО "Ровер". И добыча угля - теми же методами и возможностями - была продолжена: ведь владелец лицензии "ЦТС" нанял подрядчиком дочерний "Ровер". А ведь можно было предположить, что за загадочной аббревиатурой "ЦТС" скрывается не кто иной, как Цориев Тимур Сулейманович.
Кстати, лишившись права на добычу угля, "Ровер" потерял и право на использование земельных участков, предназначенных для ведения горных работ. Пусть это формальная, юридическая потеря, но по факту "Ровер" продолжает вгрызаться в недра, проявляя мало заботы о лесах и таежных речках.
Казалось бы, компания должна войти в "черный список" и покинуть Кузбасс. Но Тимур Цориев, очевидно, так не считает. В конце 2011 года многолетний нарушитель законодательства "Ровер" странным образом становится победителем конкурса на добычу угля на участке Волковский.
Уже немало лет бизнесмен Цориев занимается добычей угля в Кузбассе и настойчиво пытается жить по своим правилам, которые вызывают массу вопросов. Например, где зарегистрирована его фирма? Ведь если она "уходит корнями" в свободную экономическую зону Горного Алтая, то налоги в бюджет Кемеровской области будут минимизированы, буквально до нуля. А например, другие угольные компании за год перечислили в бюджет района почти 200 миллионов рублей.
Местная власть и жители района стали терять терпение, наблюдая за деятельностью предпринимателя. Появилась даже информация, что депутаты Кемеровского района обратились в высокие инстанции с просьбой помочь пресечь недобросовестную деятельность ООО "Ровер". Ведь, по мнению местных депутатов, пользы от нее региону практически никакой.
Тем более в последнее время отношения обострились. Промышленники, имеющие участки земли в бессрочном пользовании, теперь должны переоформить отношения. На выбор два варианта - аренда или приобретение в собственность по льготной цене. Предложения компании Цориева были отклонены властями, причем с негодованием. Причин несколько. Высказывания звучали достаточно резкие, вплоть до того, что, мол, отдать угодья в собственность компаниям Цориева - это узаконить в правах браконьера. Во-вторых, рыночная стоимость участка в разы превышает цифры, заявленные Цориевым. В результате дело идет к тому, что конфликт, связанный с противостоянием властных и предпринимательских структур будет рассматриваться Арбитражным судом, в частности, по поводу установления выкупной (льготной) цены на участок.
Естественно, никто не любит платить больше. Жаль только, что Тимур Цориев отстаивает собственное право на дешевизну с упорством, достойным лучшего применения. Идет настоящая тяжба, где в списке фигурируют то 40, то 20 участков, которые пытается зарегистрировать Цориев. Дело, однако, движется не быстро - то из-за нехватки документов, то из-за отсутствия доказательств, что компания работала всерьез и продуктивно.
Процедура передачи прав недропользования на основе конкурсов не запрещена законом, но она имеет массу тонкостей, процедурных деталей и трудностей, преодолеть которые может далеко не каждый участник. Например, одно дело, если новый участок недр прирезается уже к действующему горному предприятию для сохранения стабильной работы, социальных программ и рабочих мест. В этом случае конкурсная процедура оправдана. Однако, когда речь идет о новых месторождениях или запасах сырья, находящихся в поле, другого способа избежать коррупции, кроме как проводить открытые аукционы, пока еще не придумано.
В истории с заявкой ООО "ЦТС" на все три новых месторождения на условиях конкурса не все кажется абсолютно безупречным. Претендентов на эти месторождения достаточно. Получить законным способом права на добычу недр на этих участках месторождения хотели бы, например, и "Кузбассразрезуголь", и "Стройсервис", и "Кузбасская топливная компания". Кому и как они достанутся в реальности? Хотелось бы, чтобы по справедливости, то есть в полном соответствии с законом.