Валерий Кичин: Фильм Озпетека - типичный конвейерный "мейнстрим"

Переживающее долговременный кризис итальянское кино представлено в конкурсе ММКФ сразу двумя фильмами. Оба сумели привлечь внимание и завоевать симпатии наблюдателей только на фоне общего уныния, которое демонстрирует нынешний фестиваль. Осевший в Италии турецкий режиссер Ферзан Озпетек показывает свою новейшую работу "Великолепное присутствие", которую на фестивале по недоразумению назвали "Присутствием великолепия".

Озпетек верен своим постоянным мотивам: герой - непременно гей, - но обильно коллекционирует в картине мотивы итальянской классики, от Пиранделло до Эдуардо де Филиппо, чью пьесу о призраках блистательно экранизировал Ренато Кастеллани с Софией Лорен и Витторио Гассманом еще в золотых 60-х. Заимствования столь очевидны, что делают сюжет фильма Озпетека как бы изданием вторым, сильно уцененным. Возможно, поэтому картиной не заинтересовался ни один фестиваль, кроме Московского.

Итак, молодой актер Пьетро снимает в Риме "нехорошую квартиру" с поселившейся там группой привидений. Точнее - целой театральной труппой, ибо призраки - коллеги героя. Призраки одеты по моде 40-х годов и не знают, что они мертвы, что война давно закончилась и что нацизму в Италии пришел капут. Они с нескрываемым аппетитом смотрят на яства, приготовленные героем для своего давнего любовника, и постепенно у пока живого с уже усопшими устанавливаются доверительные дружеские и даже сексуальные отношения. Призраки дают Пьетро уроки, как ему пройти прослушивание и как произвести впечатление на отборочную комиссию, после чего он благополучно проваливается. Сюжет дает возможность построить картину из нескольких комедийных ситуаций и ввести как бы серьезную тему давнего предательства одной из актрис погибшей труппы. Но все это дано легким касанием, режиссер неизменно добродушен и заботится, чтобы хорошее настроение сопутствовало зрителям до финальных титров. Соблюдены и интересы диаспоры: среди привидений находятся турки, которые со слезами умиления видят на компьютерном мониторе процветающих потомков, коих считали погибшими.

Фильм Озпетека принадлежит к типичному конвейерному "мейнстриму", и, отдавая дань кинематографическому изяществу стиля, я все-таки думаю, что с таким багажом режиссер скоро окончательно вылетит из обоймы фестивальных завсегдатаев. Второй итальянский конкурсный фильм "Все копы - ублюдки" Стефано Соллимы вводит нас в жизнь полиции особого назначения, работа которой так тесно связана с постоянным насилием, что притупляет все нормальные чувства. Ей нужно нещадно дубасить футбольных болельщиков и вороватых цыган, выселять стариков из незаконно занятых хибар и вообще наводить человеческий порядок звериными силовыми методами. Эта жизнь проходит в атмосфере всеобщей ответной ненависти, и лишь суд способен время от времени привести копов в чувство.

Звериные методы не предполагают интеллекта и даже враждебны ему. Но молодой новобранец Адриано, на свою беду, умеет думать и остро ощущает ненормальность своей "миссии". Поначалу пытается включиться в общий агрессивный раж, но потом начинает бунтовать. Фильм жесткий, изобилует динамичными взрывными сценами, и у авторов была редкая возможность показать работу "ублюдков" как бы изнутри. Но совместить почти непрерывный "экшн" с задачами предполагавшегося психологического анализа режиссеру-дебютанту в "большом кино", по-моему, не удалось, - вышел стандартный Голливуд с зуботычинами на итальянском пейзаже.

Впрочем, я не исключаю, что в поисках на безрыбье хоть каких-нибудь лидеров конкурса жюри может остановить свой взгляд и на этих картинах, дав подающему признаки жизни итальянскому кино новый аванс и фору.