Дмитрий Рогозин сказал: "Я подписал вчера (28 июня) директиву нашему агентству по имуществу (Росимущество). Связана эта директива с тем, чтобы прекратить полномочия главы ОСК Романа Викторовича (Троценко) и назначить новым президентом ОСК Дьячкова Андрея Аркадьевича". Рогозин добавил, что накануне Дьячкова принял президент РФ Владимир Путин. В свою очередь, сам Дьячков сообщил на коллегии, что основной своей задачей на посту главы корпорации в ближайшие три года он считает налаживание эффективной работы корпорации.
С отчетным докладом не столько об итогах работы за прошлый год, сколько о всем периоде своего трехлетнего пребывания на посту президента ОСК выступил Роман Троценко. Он привел достаточно интересные факты и цифры из недавнего прошлого и обрисовал перспективу на будущее.
Вот что сказал Троценко:
"При анализе ситуации, который был сделан в 2009 году, мы пришли к выводу, что у нас заколдованный круг проблем, который был связан с отсутствием заказов и недозагруженностью верфей. Производство в целом оставалось неэффективным, а при попытке скалькулировать цены от затрат, цены получались высокими, и заказчики не планировали закупку техники по таким ценам. Этот замкнутый круг нужно было разрывать.
Мы предположили, что для успешного развития отрасли необходимо для начала создать рынок, то есть получить заказы. В дальнейшем уже развивать программу лизинга для судовладельцев, создавать фонды для обновления производства, разрабатывать и осуществлять программы обучения кадров, менять федеральную целевую программу с возможностью поставки новой техники и оборудования, сокращать неэффективные производства, предприятия, и в конце концов устанавливать рыночную цену на нашу продукцию.
Был принят Федеральный закон о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства в РФ, который внес изменения в пятьдесят две статьи федеральных законов и нормативных актов РФ. Была проведена огромная работа, которая в итоге дала положительный результат.
Выручка в 2009 году по группе предприятий, вошедших в ОСК, была 49 млрд рублей, в 2011 году она составила уже 124 млрд рублей, в текущем году должна превысить 150 миллиардов. То есть, за три года выручка выросла в 2,5 раза, это очень хороший показатель для машиностроительных предприятий. За минувшие три года ОСК стала принципиально другой корпорацией. Если на 2009 год мы были, по сути, компанией, производящей подводные лодки, то к 2012 году был осуществлен переход к боевому надводному кораблестроению, к гражданскому судостроению и к строительству специализированной морской шельфовой техники и буровых платформ. Общее количество работающих на предприятиях ОСК сегодня - 73 745 человек. Это количество будет стабильным при тенденции к тому, что основных производственных рабочих будет становиться больше, а управленцев - меньше.
После подписания всех контрактов с минобороны доля государственного оборонного заказа составляет 61 процент, гражданская продукция - 18 процентов и военно-техническое сотрудничество - 21 процент.
Мы возродили речное судостроение. Сегодня большое количество судов типа "река-море". Их успешно строит завод "Красное Сормово".
Если в 2009 году общий портфель заказов был 248 млрд рублей, то сегодня он составляет 1 трлн 539 млрд рублей, это более 50 млрд долларов США, и по этому показателю ОСК является самым крупным судостроительным и машиностроительным холдингом в России.
Одновременно с этим мы решали задачу строительства новых производственных мощностей. Точки роста были выбраны две. Одна из них на Дальнем Востоке - город Большой Камень. Вторая - в европейской части страны, это Котлин.
В июне 2010 года, когда было принято решение совета директоров о строительстве новой верфи в Большом Камне, там был абсолютный "гринфилд" в прямом и переносном понимании этого слова, то есть строительство верфи начиналось с нуля. На сегодняшний день верфь является одним из самых крупных индустриальных сооружений на Дальнем Востоке. Надо принимать во внимание, что более тридцати лет ничего подобного в отечественном судостроении не строилось.
На сегодняшний день мы вступаем в следующий этап, который будет в основном связан с сокращением издержек производства, освоением новых технологий. Мы очень рассчитываем на поддержку со стороны правительства. Я хотел бы отметить, что все указанные меры осуществлялись на деньги корпорации, то есть мы не строили ничего на бюджетные деньги".
Затем слово взял Дмитрий Рогозин. Его речь, как всегда, была эмоциональна:
"Уважаемые корабелы, судостроители, уважаемые коллеги! Прежде всего, хочу сказать, что для меня лично работа с ОСК оказалась боевым крещением на посту заместителя председателя правительства, поскольку 23 декабря Указом президента я был назначен на эту должность, а через несколько дней мы столкнулись с очень сложной аварийной ситуацией на стратегической атомной подводной лодке "Екатеринбург". Поэтому приходилось предновогодние дни проводить на телефоне, попутно изучая конструкцию атомной подводной лодки, о которой я тогда ничего не знал. Потом, сразу после Нового года, опускаться в аварийную лодку и смотреть, что же там на самом деле произошло. Тогда же я убедился в исключительной преданности своей профессии тех людей, которые занимаются судостроением, судоремонтом и эксплуатацией такой сложной техники. Прежде всего, я хочу выразить уважение ко всем тем, кто занят в этой отрасли, занят тем, чтобы поднять ее из руин девяностых годов. Россия - страна большая не только по суше, это и страна, которая омывается океанами и морями. Она всегда была морской державой, еще с Петровских времен, таковой и будет. Потому усилия ОСК на то, чтобы вернуть нашей Родине статус великой морской державы - это усилия не только профессиональные, это усилия глубоко патриотические. Они будут полностью поддержаны со стороны политического руководства страны, правительства Российской Федерации.
На нынешнем этапе развития мы с вами должны добиться рутинной работы, спокойной, системной работы между промышленностью и заказчиками.
Новый президент ОСК Андрей Аркадьевич Дьячков прошел все необходимые собеседования и с председателем правительства, и с президентом Российской Федерации. Он, безусловно, уважаемый в отрасли человек. И, по нашему мнению, он, безусловно, способен выполнять второй этап становления отрасли, как стабильно работающего механизма, без надрывов, без всплесков эмоций и споров. Мы должны войти в серию производства кораблей, которые станут знаковым элементом могущества нашей державы. Поэтому хочется пожелать в этом непростом деле максимального успеха, безаварийной работы, поиска новых технических и технологических решений, поиска новых материалов для создания ультрасовременных кораблей, движения в сторону создания модульного флота, военно-морского флота. Мы должны оттолкнуться от русского берега и начать плыть в Мировой океан, защищая интересы нашего торгового флота, который обязательно появится по мере развития экономики страны, а это будет. Нам необходимо три стабильных года работы. Если нас никто не остановит в эти три года, нас больше уже ничто не остановит на пути возрождения великой Державы".
В свою очередь, Андрей Дьячков сказал, что ему потребуется не менее двух месяцев для погружения в руководство столь сложной корпорацией. Он заявил, что никаких кадровых революций в аппарате ОСК проводить не намерен. По его словам, Роман Троценко - блестящий менеджер, который смог сформировать команду настоящих профессионалов, способных справиться с любой задачей. Он также подчеркнул, что на сегодняшний день с минобороны заключены все контракты, которые оплачиваются полностью в соответствии с госпрограммой, которая регулирует взаимоотношения между заказчиком и исполнителем. "Здесь сбоев сегодня нет и, надеюсь, не будет", - сказал Дьячков.
Троценко заявил, что он - больше кризисный, а не линейный менеджер. Ему была поставлена задача в течение трех лет вытащить отечественное судостроение из кризисной ямы. Он с этой задачей справился. Логично, что возглавить ОСК на новом этапе развития должен другой человек. И кандидатура Дьячкова оптимальна.