Андрей Заленский: Космический поиск Ан-2 ничего не дал

Начальник Главного управления МЧС по Свердловской области Андрей Заленский вернулся в Екатеринбург из Серова после двухнедельных розысков Ан-2. В эксклюзивном интервью "РГ" он рассказал, каким образом проходят поиски самолета, почему его следов до сих пор не удалось обнаружить, могут ли выжить пассажиры самолета в суровых условиях тайги и до каких пор будут проводиться поисковые мероприятия.

Российская газета: Андрей Викторович, поиски Ан-2 ведутся уже более двух недель. Как именно ищут самолет?

Андрей Заленский: В спасательной операции участвуют сотрудники МЧС всех регионов Уральского федерального округа, кроме ЯНАО: в общей сложности это порядка 200 человек. Одна часть поисковой бригады обследует территорию по земле. Спасатели в 8 утра отправляются в тайгу и возвращаются из нее только часам к 8-9 вечера. Они берут с собой в дорогу сухой паек, в который входит булка хлеба, литр воды, пачка печенья, а также банка тушенки, паштета, рыбных консервов, сгущенки. И лишь вечером получают горячий обед: суп, второе блюдо, булку, компот.

Вторая часть группы обследует горы - самые отдаленные труднодоступные районы. Туда наши сотрудники доставляются на вертолетах. Они живут там по три дня, а потом сменяются. У каждого с собой индивидуальная палатка, спальный мешок, сухой паек. По возвращению им дается один свободный день, чтобы отдохнуть и просушить вещи, так как в горном массиве сильная влажность, особенно сейчас, после дождей.

РГ: Кто, кроме спасателей, участвует в поисках?

Заленский: В общей сложности в спасательной операции задействованы более полутора тысяч человек. Например, к МЧС сразу же присоединились лесники, охотники, рыбаки. Они хорошо знают тайгу и могут добраться до тех мест, куда не ступает нога обычного человека. Вместе со службой спасения самолет ищут и воздушные суда, которые отслеживают лесные пожары.

Кроме того, в первые дни нам помог ГУФСИН: в серовском и близлежащих районах много исправительных учреждений -  их сотрудники сразу же рассказали о том, не попадался ли им на глаза Ан-2. Также об обстановке доложили вооруженные силы: на севере есть военная часть, которая занимает большую территорию и на которую запрещено заходить посторонним. Газовики и электрики сообщили о том, не было ли неожиданных аварий на подведомственных им участках: они могли произойти, если бы самолет врезался в газопровод или в линию электропередач. Свою землю проверили и соседние регионы.  Свердловские муниципалитеты также обследовали свою территорию насколько это возможно. Кстати, мы сразу же выпустили полторы тысячи листовок с информацией о пропаже Ан-2 и просьбой позвонить на телефон "горячей линии" всех, кто видел самолет или что-либо о нем знает. Они были распространены по всем близлежащим населенным пунктам. Дополнительно были обследованы железнодорожные пути и автомобильные трассы. Потому что у летчиков есть правило ориентироваться на них, если они не знают, куда лететь.

Мало того, МЧС пошло на беспрецедентный шаг и подключило к поискам волонтеров. Конечно, они работали не сами по себе, их сопровождали спасатели и медицинские работники. Однако, скорее всего, мы больше не будем их привлекать - это небезопасно. Одна из основных угроз - клещи. Наши сотрудники имеют прививки от энцефалита. Но многие добровольцы не привиты, и мы не можем рисковать их жизнью. Между прочим, клещи уже напали на нескольких сотрудников МЧС и МВД, участвовавших в поисках. Но с ними все в порядке.

Кстати, и самих пассажиров Ан-2 подстерегает эта опасность. Если человеку, которого укусил клещ, экстренно не оказать помощь, то уже на следующий день его состояние может серьезно ухудшиться.

РГ: Что еще угрожает пропавшим, кроме клещей и комаров, которых много в лесах?

Заленский: Вода у них есть: последнее время в районе поиска было много дождей, в добавок ко всему в горах таяли ледники, и уровень воды в реках повысился на 1,5-2 метра. Однако в тайге нет еды: грибы и ягоды еще не пошли. Пока только зреют кедровые шишки, и в орешках уже есть мякоть, которую можно есть. Если пассажиры Ан-2, конечно, об этом знают. Кроме того, по ночам стоит весьма холодная погода. А люди, летевшие в самолете, одеты легко. При этом на севере области есть болота, из которых крайне трудно самостоятельно выбраться. Но главная опасность - это медведи, которых очень много в тех краях. Наши спасатели уже натыкались на них. К счастью, все обошлось. Но они попросили впредь давать им в сопровождение охотников.

РГ: Не думаете ли вы, что если самолет благополучно приземлился где-нибудь в тайге и его пассажиры невредимы, то они бы уже давно подали знак? Например, разожгли костер.

Заленский: Думаю, что мы уловили бы сигнал от них, если бы он был.

РГ: Почему же до сих пор не удалось обнаружить следов самолета? Ведь силы на его поиски брошены беспрецедентные.

Заленский: Начнем с того, что территория поиска очень большая, а главное - сложная. Как известно, это тайга с густыми лесами и болотами. Кедры и сосны, которые в ней растут, достигают 60 метров. А длина Ан-2 - около 12 метров. Он легко может среди них затеряться. Нужно учитывать, что самолет имеет свойство падать при потере центровки вниз хвостом или мотором. Таким образом он может встать между деревьями, а ветки сверху сойдутся и скроют его. И найти судно по воздуху можно будет только с определенного ракурса. Скажем, всего обследовано 219 тысяч квадратных километров, из них 30 тысяч - повторно, уже под иным углом. Обломки Ан-2, которые недавно нашли, как раз были обнаружены при повторном обследовании. По некоторым данным, самолет сделал экстренную остановку в тайге в советское время. О нем узнали еще много лет назад, просто решили оставить часть корпуса на месте.

В добавок ко всему поискам помешали погодные условия. Из-за дождей авиатехника летала ограниченное время, было невозможно тщательно осмотреть горные массивы. Еще один негативный фактор - малонаселенность территории. В среднем, в северном округе шесть человек на один квадратный километр. А в некоторых районах - менее одного человека на ту же единицу площади: только тайга, болота, озера. Может, когда начнется грибной и ягодный сезон, люди потянутся в лес и тогда получится найти Ан-2. Такие прецеденты уже были. Например, однажды грибник обнаружил самолет, груженый золотом, который некогда упал и затерялся в сибирских лесах. Причем ценный груз оказался на месте.

Опять же, в тех краях, где пропал Ан-2, встречаются магнитные аномалии. Из-за них даже спутниковый телефон не берет сигнал. А у летящего самолета смещаются показания на приборах. Кроме того, в том районе солнце, на которое обычно ориентируются летчики, садится не на западе, а на севере. Поэтому там должны летать пилоты, которые хорошо знают эти особенности территории. Как говорят свидетели, летчик Ан-2 не был осведомлен об этих природных аномалиях, так что, не исключено, он попросту заблудился. Ведь у него даже не было навигатора.

Есть версия, что самолет мог утонуть при посадке в болоте. Но на севере региона неглубокие болота, поэтому "кукурузник" не мог скрыться в них полностью. В озере у него тоже не получилось бы утонуть, потому что баки были заполнены лишь наполовину - они должны были удержать судно на поверхности. Опять же, если бы оно затонуло, то на воде образовалось бы масляное пятно. Мы лишь однажды заметили маслянистые разводы: оказалось, что они образовались от хвои. Тем не менее, водолазы продолжают обследовать водоемы. Пока безрезультатно.

Космическая съемка тоже ничего не дала. На тех участках, на которые нам указали специалисты по космическому мониторингу, находятся просеки. Видимо, эксперты подумали, что их проделал самолет. Но как он может протаранить вековые сосны и кедры? Это невозможно.

РГ: Получается, что и сообщения от очевидцев не подтвердились?

Заленский: Поначалу нам поступало очень много звонков от местного населения. Спасатели проверили все места, на которые указали люди, но так ничего и не нашли. Сейчас сообщений  меньше. И многие путают Ан-2 с самолетами, которые ведут его поиски. Кстати, экстрасенсы со всей страны звонят на телефон "горячей линии" и даже шлют нам телеграммы. Но все их "провидения" кардинально отличаются друг от друга. В тех районах, на которые они указывают, нет и следа от пропавшего "кукурузника".

РГ: Какая часть намеченной территории уже обследована?

Заленский: Изначально был определен участок радиусом 250 километров и общей площадью 160 тысяч километров. Это то расстояние, на которое летчик мог улететь от аэродрома, чтобы потом вернуться. Эта территория уже обследована. Так как мы не смогли найти на ней самолет, то решили расширить радиус поиска до 500 километров. Не исключено, что Ан-2 заблудился или не имел цели возвращаться назад.

РГ: Как долго будут продолжаться поиски? Ведь, очевидно, что они не могут длиться до бесконечности.

Заленский: Решение о прекращении операции будет принимать правительство Свердловской области после того, как изучит материалы поисковой операции и заключения экспертов, в частности агентства Росавиации.