После этого мужчина пошел в районный следственный отдел СУ СКР по региону, который находится буквально в сотне метров от администрации, и сдался. Следствие сразу же озвучило и мотив убийства: систематическое вымогательство взяток.
У 46-летнего Николая Крутова остались две дочки. У 63-летнего Асламбека Вагапова - 11 детей, самому младшему ребенку нет еще и полутора лет.
- Я был у Вагапова в пятницу днем, брал деньги на запчасти, он был спокоен и весел, - говорит бригадир сельхозрабочих Николай Промягин. - Затем ему кто-то позвонил на мобильный, он нахмурился и тут же сорвался с места… А потом мы узнали об убийстве.
Светлоярский район - аграрный, сельское хозяйство - основной сектор экономики. Крупных промышленных предприятий нет, чуть-чуть дохода в районную казну приносит малый и средний бизнес, а в основном - сельхозпроизводители. Асламбек Вагапов по меркам района фермер средней руки: по данным администрации, 3400 гектаров земли, стадо в 500 коров. В Светлый Яр чеченец приехал еще в 1975 году, здесь, в Волгоградской области, родились все его дети. Долгое время был простым чабаном. А в начале 1990-х создал фермерское хозяйство. Вообще те, кто знает Асламбека, характеризуют его как человека вспыльчивого. По слухам, во время службы 40 лет назад в армии он ударил своего командира взвода, после чего был комиссован.
Николай Крутов - бывший милиционер. До избрания главой администрации в 2009 году четыре года руководил милицией общественной безопасности в районе, затем год возглавлял одно из поселений. Причем на выборах в районе Вагапов поддерживал Крутова, уговаривал голосовать за него друзей, работников, соседей.
На пороге здания администрации района собирается общественность: мелкие районные чиновники, ТОСовцы, главы поселковых администраций. Председатель ТОС "Мелиоратор" Нина Дудецкая, рыдая, причитает: "Как можно!" - Нет, нельзя стрелять было, нельзя! - вторит ей председатель районного совета ветеранов войны и труда Василий Носов. - Ну поругались бы, поорали, ну по щекам друг другу надавали. Но не стрелять!
Вспоминают то хорошее, что сделал Крутов для района: открытие двух детсадовских групп, газификацию, строительство водопроводов в поселках… Своего рода отчет о проделанной работе. Говорят, каким хорошим и порядочным человеком был.
Другая сходка в это же время - у конторы Асламбека Вагапова, где следственные органы проводят выемку документов.
- Довели Остапа, довели! - гудят хмурые мужики. Среди них в основном предприниматели. Они сочувствуют фермеру и хорошо понимают, что значит "довели".
О Крутове никто не жалеет, ни одного доброго слова не сказали. Зато все говорят, какой особняк отстроил глава за два года руководством района. Желтый коттедж и правда выделяется на общем фоне, рыночная стоимость такого домика - около восьми миллионов рублей. Приватно, не под запись, без имен и фамилий некоторые из предпринимателей рассказывают, за что и сколько платили. В основном за оформление земельных участков. Взятки доходили до 50 процентов стоимости земли.
А Муслим Вагапов, старший сын и правая рука в делах Асламбека Вагапова, рассказывает открыто - ему терять уже нечего.
- Крутов вымогал у нас взятки постоянно, как только стал главой района, - говорит Муслим Вагапов. - Три года назад мы выкупали две с лишним тысячи гектаров земли и строения, пришлось заплатить три миллиона, чтобы нам не мешали оформить землю. Потом давали еще миллион на ремонт детского сада. А этой весной, четыре месяца назад, к нам пришли люди из СПК "Светлоярский" с просьбой, чтобы мы выкупили их паи. Мы не сразу, но согласились - очень уж просили помочь. Чтобы купить эту землю, пришлось продать часть той, что у нас уже была. Подписали договора, погасили долги СПК - по зарплате, за электроэнергию, воду - на шесть миллионов рублей, иначе бы технику у нас забрали. Но с оформлением земли начались проблемы. Крутов за содействие заломил 16 миллионов рублей, потом опустил планку до 10 миллионов…
- Мы действительно сами уговаривали Асламбека выкупить наши паи, - говорит бригадир, бывший член сельхозкооператива Николай Промягин. - Ситуация какая? Земля не обрабатывалась уже три года. Если бы мы не продали ее и не пустили в оборот, то в соответствии с законом глава мог через суд оформить на нее право собственности как на невостребованные земельные доли. Земля бесплатно перешла бы району, и администрация распоряжалась бы ею по своему усмотрению. Срок истекал 1 июня этого года. Мы не получили бы ни копейки! Поэтому и упрашивали Остапа взять наши участки. Понимаете теперь, почему эта сделка была так не выгодна главе района? Мы предполагаем, что он хотел продать наши участки москвичам или ростовчанам, которые сюда просто ломятся…
Асламбек Вагапов выкупил паи у 205 человек, всего 3600 гектаров. За каждый пай (это 16,4 гектара) члены кооператива получили по 60 тысяч рублей, плюс выплаты за имущественные паи. Некоторые из бывших землевладельцев сейчас трудятся в хозяйстве у Вагапова как наемные работники - за 8,5 тысяч рублей в месяц и бесплатные обеды. К слову, не самая низкая зарплата по району. Что касается войны за землю, Асламбек Вагапов пытался привлечь к этой проблеме внимание журналистов. За три недели до убийства главы областной телеканал показал сюжет о фермере. Тогда пока еще живой Николай Крутов дал скупой комментарий, что "регистрационная служба - это федеральное подразделение, которое никакого отношения к администрации района не имеет вообще".
Другая проблема, с которой столкнулся фермер Асламбек Вагапов, это пенсионные выплаты, которые получал от СПК "Светлоярский" по решению суда гражданин Арутюнян. Пенсия огромная - 70 тысяч рублей ежемесячно и 280 тысяч рублей ежегодно на санаторно-курортное лечение. Это больше миллиона рублей в год. Несколько лет назад Арутюнян попал в аварию с участием работника СПК и стал инвалидом (автомобиль столкнулся с экскаватором, которым управлял нетрезвый механик). Асламбек Вагапов безуспешно пытался доказать, что не является правопреемником кооператива. Тем не менее, судебные приставы по "делу Арутюняна" описывали и продавали технику. Чтоб было, на чем пахать и жать, работягам Асламбека пришлось часть машин переоформить на себя. При этом, по словам замглавы администрации по сельскому хозяйству Сергея Теслина, "СПК никто не ликвидировал, он никому не принадлежит, из реестра юрлиц не исключен. Есть правление, наблюдательный совет. Просто некоторые пайщики желают реализовать свои паи Вагапову".
Вот в такой ситуации был фермер Вагапов: в долгах, как в шелках, землю купил, но зарегистрировать не может, инвалид-миллионер требует денег, да еще глава района многомиллионную взятку вымогает.
- Вообще заниматься сельским хозяйством у нас в районе выгодно, - говорит Муслим Вагапов. - Половина наших земель - орошаемые. Вода стоит копейки, расходы за электроэнергию компенсируются. Но душат поборами - это налаженный бизнес. Весной получали солярку по льготным ценам, по 20 рублей. Однако, чтобы войти в программу, пришлось дать взятку 100 тысяч рублей… И так во всем. Фермеры разорены все.
С тем, что фермеры разорены, согласен и Теслин. Правда, по мнению чиновника, причина - в аномальном климате. Погода во всем виновата.
- Есть фермеры более успешные, есть менее успешные, но за последние четыре года различия между ними нивелировались. Из-за засухи все терпят убытки, - говорит Сергей Теслин. - Собственных оборотных средств, чтобы начать сельскохозяйственный год, нет, берут кредиты. Потом перекредитуются… Живут по пословице "Помирать собирайся, но рожь сей". Надеются только на помощь правительства и региона.
И Асламбек Вагапов так же, как все: занимал деньги (12 миллионов банковский кредит, 11 - под расписку), надеялся. О ситуации в районе писал президенту России, председателю правительства, губернатору Волгоградской области, в облдуму.
- Мы и в районную прокуратуру весной этого года заявление писали о том, что глава района вымогает взятку, - говорит Муслим Вагапов. - Из прокуратуры пришел ответ, что проводится проверка, и тишина. Круговая порука…
Впрочем, представитель прокуратуры Волгоградской области Оксана Черединина официально заявила, что никаких обращений в прокуратуру района от Вагаповых не поступало - ни весной, ни раньше. А старший помощник руководителя СУ СКР по региону Наталья Куницкая пояснили, что "для расследования данного уголовного дела и квалификации действий Вагапова не имеет значения, куда он обращался раньше и по какому поводу". То есть сейчас расследуется исключительно убийство главы района, а с этим все ясно, и следствие не должно затянуться. Мотив назван, но вскрывать систему поборов в районе пока никто не собирается.
За пять месяцев 2012 года в Волгоградской области выявлено 470 коррупционных преступлений. В прошлом году за этот же период их было 288. Руководитель СУ СКР по региону Михаил Музраев причиной роста назвал хорошую работу оперативных и следственных органов. "Дело Крутова" могло бы пополнить статистику коррупционных дел. Но, превратившись в "дело Вагапова", пополнило число убийств.
- Вагапов как-то сказал мне про администрацию: "Я без штанов останусь, но это осиное гнездо уничтожу", - говорит Николай Промягин. - Конечно, он имел в виду, что добьется снятия Крутова с должности. Я уверен, что он не собирался его убивать. Но вон как все вышло…