02.07.2012 23:43
Поделиться

Инвесторов все чаще привлекают спортивные объекты

Государство обеспечивает поддержку физической культуры и спорта на всех уровнях от федерального до муниципального, однако для своевременной модернизации спортивной инфраструктуры только госмер недостаточно. Основная проблема - нехватка бюджетного финансирования строительства новых спортивных объектов: стадионов, спортивных площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также модернизации существующих, построенных еще в советское время. По сути государство просто "не успевает" за растущими потребностями общества, и спорт здесь не исключение. В этой ситуации для реализации социально значимых задач государство привлекает бизнес на основе сложившегося в мировой практике ГЧП.

В странах Европы, где механизмы ГЧП применяются уже свыше 20 лет, доля ответственности бизнеса в спорте составляет более 50%. На Западе отношения государства и бизнеса не ограничиваются созданием или реконструкцией спортивных объектов с применением частного капитала, а распространяются также на подготовку специалистов в спортивной сфере, профессиональных спортсменов и тренеров, разработку национальных спортивных стандартов, организацию спортивных мероприятий, производство спортинвентаря.

В России применение ГЧП-механизмов пока сводится к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. Широкое распространение при реализации ГЧП-проектов в спорте получила схема концессионного соглашения, которая применялась почти во всех реализованных на данный момент проектах. Наиболее богатый опыт привлечения частных денег в создание спортивной инфраструктуры наработан в Нижегородской области. Три физкультурно-оздоровительных комплекса в Павловском, Лукояновском и Краснобаковском районах построены в рамках концессионных соглашений между Нижегородской областью и компанией "Волга - Спорт". Соглашения были заключены в октябре 2010 года. Стоимость каждого ФОКа составила около 500 млн рублей. Их строительство продолжалось около года. Соглашения были подписаны сроком на 10 лет, по истечении которых объекты будут переданы области, а до этого момента хозяйственную деятельность на них будет осуществлять частный партнер.

В Калининграде построен спортивный комплекс, включающий универсальный спортзал, бассейн и ледовую арену. Реализация проекта обошлась в 363 млн рублей, из которых 51% составляют бюджетные инвестиции, а 49% - частные. При реализации проекта также был применен механизм концессионного соглашения.

В стадии завершения находится строительство бассейна в поселке Саган-Нур, в Бурятии. Этот проект реализуется по схеме контракта жизненного цикла (КЖЦ). Эта форма ГЧП подтвердила свою эффективность за рубежом, в частности в Великобритании, Португалии и Голландии, теперь она применяется и в России. Бассейн будет введен в эксплуатацию уже этим летом. Стоимость строительства составила 54 млн рублей - область и частный партнер поделили финансовое участие поровну.

Реализуются два проекта по строительству ледовых дворцов в Чувашской Республике и Ульяновской области. Ульяновский объект будет построен на месте старого спорткомплекса "Торпедо". Общая стоимость работ составит около 1,3 млрд рублей. Все строительные работы должны быть завершены к 1 октября 2013 года. Соглашение будет действовать в течение 10 лет с момента сдачи спорткомплекса в эксплуатацию. А вот Ледовый дворец в Чебоксарах обещает стать самым крупным современным спортивным сооружением в Чувашии. На его строительство запланировано потратить более 1,2 млрд рублей, из которых 600 млн составляют частные инвестиции. Большинство этих средств уже освоено, и объект планируется завершить до конца 2012 года.

Заслуживает внимания проект в Онежском муниципальном районе Архангельской области, где строится лыжно-биатлонный комплекс "Онега" стоимостью 490 млн рублей. Власти региона и инвестор планируют, что первые посетители в комплексе будут уже в 2013 году. Есть "спортивные" проекты на основе ГЧП и в столице: в скором времени будет возобновлено строительство нового стадиона ЦСКА в Москве. Объект был запущен в 2007 году, однако вскоре строительство приостановили по причине недостаточного финансирования. В апреле 2012 года было объявлено, что завершение строительства нового спортивного объекта будет вестись с участием средств Внешэкономбанка, объем кредита составит 14 млрд рублей. По предварительным оценкам, строительство может быть завершено в середине 2013 года. Однако данных о сроках реализации проекта и его окончательной стоимости пока нет.

Обзор только реализуемых проектов в спортивной инфраструктуре свидетельствует, что в России есть значительные перспективы для применения механизмов ГЧП в спорте. Но для ускорения данного процесса необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Несомненную пользу принесет расширение применения новых схем ГЧП, в частности контрактов жизненного цикла. Стоит ожидать значительного роста количества спортивных объектов, построенных с использованием механизмов ГЧП в свете предстоящих чемпионатов мира по хоккею и футболу, которые пройдут в России в 2016 и 2018 годах.