Правда, поработать участникам пришлось не только камерой и диктофоном, но и собственными руками, пропалывая осенние посадки деревьев в Национальном парке "Самарская Лука". А наградой за труд стали километры пути по горным дорогам, рассказы ведущих экологов и встреча с коренной "жительницей" Жигулей - каменной бабой, которая, согласно поверью, дарит удачу всем, кто погладит ее крепкий стан. Доброе слово и камню приятно!
Не менее интересно было узнать и о новых проектах Национального парка: о том, что уже этим летом в селе Ширяево появится музей летучих мышей и жигулевской вольницы. А на Молодецком кургане, где молодежь испокон веков собиралась на праздники, оборудуют пикниковую поляну.
К вершине Стрельной горы
Трудно поверить, что Жигулевские горы образовались более 400 миллионов лет назад, когда никаких динозавров и мамонтов еще и в помине не было, а миром владели гигантские скорпионы, стрекозы, пауки и моллюски. Жигулевские склоны, на обнаженных участках напоминающие слоеный пирог, их еще помнят. Ведь гигантский ледник сюда не добрался, и Самарская Лука сохранила свой ландшафт в первозданном виде, а вместе с ним и многих обитателей флоры и фауны. Разве что горы с тех пор стали ниже, когда-то их высота достигала километра, а сегодня самая высокая точка Жигулей - 380 метров (гора Наблюдатель). Правда, ученые утверждают, что Жиги вновь растут, примерно, на один миллиметр за столетие.
Восхождение на Стрельную гору наш экскурсовод - начальник отдела по маркетингу и туризму Жигулевского заповедника - Ольга Фадеева превратила в урок ботаники:
- Вот - копытник, из которого местные женщины делали настойки, отбивающую у мужчин тягу к спиртному. А это - бересклет бородавчатый, священное растение советской авиации, единственное в России, из которого в годы войны получали натуральный каучук, чтобы производить шины для скоростных самолетов.
Венерин башмачок - удивительную по красоте орхидею Жигулей нам встретить не удалось, да оно и к лучшему - очень редкое растение. Зато познакомились с итальянским клопом ("яркий не в пример нашим" - заметила экскурсовод) и самцом жук-оленя, который из-за массовой гибели дубрав тоже становится раритетом.
Вообще, всю дорогу к вершине нас сопровождали насекомые, на Самарской луке их около 5000 видов. Одни поражают красотой, другие - наглостью. В последнем - особо преуспели комары (в регионе их около 30 видов), не боящиеся даже репеллентов. Спасает разве что ветер, гуляющий по вершинам гор и по оврагам. Экологи говорят, что уже второй год (тепло и влажно) для кровососущих идеальные условия и самки откладывают много яиц.
Когда-то добраться на Стрельную можно было лишь по истертой кедами крутой тропе. Теперь - все по-другому, в мае здесь открылся туристический маршрут, на создание которого было потрачено восемь миллионов рублей федерального Минприроды. Из плюсов нового пути - возможность добраться до первой смотровой площадки у Чертового моста даже инвалидам-колясочникам (тропа оборудована ровными дорожками и двумя уровнями поручней). Из минусов - испорченный металлическими конструкциями ландшафт уникального памятника природы. Зато, как уверяют экологи, теперь туристы не будут сходить с тропы и вытаптывать реликтовые каменистые степи Жигулей, для сохранения которых в 1927 году заповедник и был создан. Меньше станет потерь и на Чертовом мосту, который еще недавно был "кладбищем" очков, кепок и мобильных телефонов. Рассказывают, что во времена волжской вольницы эта каменистая дорожка служила испытанием при посвящении в казаки. Кандидату в войско наливали стакан водки, после чего с завязанными глазами он должен был пройти по этой тропе над обрывом.
Не прогулка, а познание
Особую романтику путешествию по национальному парку придают легенды о сокровищах Стеньки Разина и мудрых старцах, якобы обитающих в пещерах, а также новомодные байки про НЛО и аномальные зоны Жигулей. Хотя экскурсоводы нынче стараются реже рассказывать туристам про клады, поскольку находятся иногда "дикие", которые реально отправляются на поиски сокровищ. Золота не находят, а урон культурному слою - великий.
Вообще, как признаются сотрудники заповедника, сегодня им приходится решать во многом несовместимые задачи: сохранять уникальный природный комплекс и увеличивать численность посетителей. Такое предписание дает им федеральный закон 2011 года. Чтобы совместить "несовместимое" развивают экологический туризм: оборудуют автостоянки, КПП, устанавливают информационные аншлаги и урны для мусора. Сегодня в заповеднике открыто для туристов два маршрута: на гору Стрельная и к Каменной Чаше. Прогулки по другим территориям строго запрещены, не говоря уже о сборе растений, охоте, разжигании костров. Даже обычные пешие туристы могут вытоптать каменистую степь, формировавшуюся 135 тысяч лет, всего за пять сезонов. Таких проплешин в горах уже предостаточно. Хотя, все запреты, большей частью, уповают на сознательность граждан. Диких туристов по-прежнему не гоняют (попросту не хватает людей), а тропы, чтобы обойти заграждения, всегда найдутся.
Ширяевский причал
С Поповой горы открывается роскошная панорама не только старинного села Ширяево и Волги, но и Жигулевских ворот (самое узкое место в среднем течении реки). А после пекла вершины нет ничего лучше, чем испить чистейшей воды из родника Винный ключ. В стародавние времена, как гласит предание, сюда после набегов съезжались жигулевские разбойники и смывали с себя всю вину за учиненные грабежи. Потому ключ и прозвали Винным. Теперь к источнику проложена тропа и целебную силу воды может испытать каждый желающий.
Спасительная прохлада ждет и в Ширяевских штольнях, даже в летнюю жару здесь 4-5 градусов тепла. Штольни являются геологическим памятником природы. Известняки здесь каменноугольного возраста, самые древние в Поволжье, им более трёхсот миллионов лет. Кроме этого, здесь крупнейшее в Европе зимовье летучих мышей. По результатам прошлогодних учетов, численность рукокрылых в штольнях составила более 20 тысяч особей.
Время от времени входы в штольни сотрудники заповедника закрывают металлическими решетками, но ко дню нашего визита ограду вновь снесли вездесущие туристы. От них же - многочисленные граффити на скалах. Обстановка внутри рукотворных тоннелей, оставшихся после многолетней добычи известняка, будоражит воображение.
На провокационный вопрос, кого можно встретить в штольнях, наш гид, научный сотрудник тольяттинского краеведческого музея Лидия Любовславова, вспомнила немало курьезных историй.
- Иногда экскурсоводы специально устраивают для посетителей розыгрыши. Как-то гид завел в штольни новичков и, по сговору со своим товарищем, поведал им о том, что в подземелье есть могила то ли черного альпиниста, то ли белого спелеолога. И тут груда камней зашевелилась и оттуда показалась рука…
- Есть ли проекты окультуренного использования штольней?
- Серьезных разработок нет, были какие-то бредовые идеи открыть здесь кафе. И это при том, что здесь с потолка сыплются камни… А потом, использовать так уникальный объект это все равно, что заставлять балерину валить лес. Мне кажется, что лучше всего развивать здесь экстремальный туризм, например, проводить день ширяевского "каторжника". Восстановить в селе бараки-казармы, будить людей спозаранку, давать им в руки кайло и отравлять на экскурсию в штольни, где их будут встречать восковые фигуры охранников, лампы в виде летучих мышей и звук движущейся в забой вагонетки. Но, прежде всего, здесь нужно много сделать в плане безопасности.
Экологический пропуск
Для посещения НП "Самарская Лука" необходимо купить путевку, ее стоимость 50 рублей с человека за сутки. Это можно сделать на КПП самых посещаемых маршрутов или в лесничествах, а с этого года и в информцентре парка, который открылся прямо на въезде в Ширяево. Здесь можно получить немало дельных советов, как лучше пройти маршрут, где можно увидеть те или иные достопримечательности, а также взять мешок под мусор. Парковка машины у КПП обойдется в 100 рублей в день. Собранные "экологические взносы" идут на обустройство познавательных троп, отсыпку дорог и автостоянок, на сбор и вывоз мусора за нерадивыми отдыхающими (только с Молодецкого кургана волонтерами было собрано и вывезено 20 КАМАЗов мусора!). В этом году полученные от продажи путевок деньги пойдут на обустройство маршрута к горе Верблюд.
Сергей Саксонов, доктор биологических наук, замдиректора Института экологии Волжского бассейна:
- На заповедных территориях вмешательство в природу, даже с благой целью ее восстановления, допустимо только в крайней случае. Поэтому я против искусственного восстановления лесов в Жигулях после пожаров 2010 года (их было около двухсот). Восстановить сосновые леса там, где они сгорели, особенно реликтовые в Жигулях, невозможно. Можно посадить деревья и лет через 150 что-то увидеть, но ведь лес - это сообщество животных, растений, насекомых… Поэтому лучше отдаться вкусу природы и следить за тем, как она будет справляться. А нерачительное к ней отношение надо пресекать заранее.
Александр Губернаторов, директор НП "Самарская Лука":
- На особо охраняемых территориях национального парка сегодня находится 10 баз отдыха, многие из которых построены еще в советское время, до образования парка. Сегодня они оказались вне закона, так как на охраняемых территориях не может быть никаких объектов. Совсем необязательно их сносить, отдыхающие ведь из этих мест никуда не денутся, а с неорганизованными туристами, коих сегодня у нас до 90 процентов, проблем еще больше. Основной путь, возвращения этих баз в правовое русло - проведение исследований на территории нацпарка, чтобы выявить другие типичные участки, которые можно будет включить в особо охраняемые территории, взамен тех, что сегодня занимают здравницы.