Или по старинке взять в руки бумажный вариант и погрузиться в мир воображения автора, лишь добавляя свои фантазии. Главное, что для этого нужно, - свободное время. Но на то и сезон отпусков...
Книгу Людмилы Улицкой "Детство-49" с рисунками Владимира Любарова переиздали. И вместе с тем приступили к изданию ее продолжения - нового книжного сборника с рассказами о послевоенном детстве читателей, рожденных и выросших в годы Великой Отечественной. Именно читатели выступят в новом сборнике соавторами Людмилы Улицкой. Те, чье детство или отрочество пришлось на 1945-50-е годы, а также их дети и внуки. Семейный конкурс проводится по инициативе Людмилы Улицкой под названием "После Великой Победы". В работе с читателями - соавторами будущего семейного книжного сборника - Людмиле Улицкой и соиздателям проекта помогают библиотекари, продавцы книжных магазинов и представители СМИ. Участники конкурса будут расспрашивать своих родителей, бабушек и дедушек о послевоенных годах, попросят их поделиться воспоминаниями о голодном времени, о дворах и коммуналках, вспомнить истории родных, знакомых, соседей и рассказать о событиях своего детства, оставшихся в памяти на всю жизнь. Книгу "Детство-49" можно читать уже сейчас. А из нового проекта некоторые воспоминания и отрывки из рассказов российских семей будут публиковаться в СМИ вплоть до выхода книжного сборника, издать который планируется к 9 мая следующего года. Людмила Улицкая проведет ряд встреч с соавторами в книжных магазинах и библиотеках.
Рассказы участников и фотографии из семейных архивов принимаются по адресу: detstvo-49@snob.ru.
"Книгочет: Пособие по новейшей литературе, с лирическими и саркастическими отступлениями" - это авторский взгляд прозаика, поэта и журналиста Захара Прилепина, много лет ведущего литературные колонки в ряде изданий. "Мне захотелось поделиться своими представлениями о том, что являла собой литература в последнее десятилетие. Не скажу, что сказано обо всем (это и невозможно, и бессмысленно), но про наболевшее у меня лично я постарался не забыть и картину в целом набросать. Выполнена книжка в "лоскутной" манере, когда разговоры о литературе перемежаются отступлениями в смежные темы. Мне показалось, что так будет лучше", - слова Захара Прилепина.
Острая сатира нравов. Главный персонаж романа "Немцы" рассказывает историю, что происходит в наши дни. Эбергард, руководитель пресс-центра в одной из префектур города, умный и ироничный скептик, вполне усвоил законы чиновничьей элиты. Однако позиция конформиста неожиданно оборачивается внезапным крушением карьеры. Личная жизнь тоже складывается непросто: все подчинено борьбе за дочь от первого брака.
"Провалами в памяти кажутся и имена героев: Эбергард, его бывшая жена Сигилд с дочкой Эрной, нынешняя супруга Улрике, коллеги по префектуре - Фриц, Хассо, Хериберт - на фоне привычных ивановых, сидоровых и Леньки Монгола из МВД. Проще всего предположить, в связи с названием романа, что все они здесь - фрицы: захватили город и ведут себя, как оккупанты. Но есть и другая версия: на самом деле все эти имена означают как бы вечность: как прибыли варяги когда-то править Русью, так с тех пор и сидят в префектуре ВЮАО" - пишет о романе журналист Андрей Архангельский.
"Армагеддон в ретроспективе" - это коллекция рассказов, статей и эссе, изданных после смерти писателя. Часть из них впервые издается на русском языке.
Все они объединены темой войны, которую писатель (сам воевавший и побывавший в плену) ненавидел больше всего на свете, но ей же посвящал самые яркие страницы своих произведений. На войне, согласно Курту Воннегуту, правых и виноватых нет, есть только жертвы беспощадной Системы, ломающей человеческие судьбы. Но существует ли способ изменить это? Или мы навеки обречены жить "в период между войнами"?
Круговорот жизни, чередование удач и несчастий, разлук и неожиданных встреч. Круговорот страстей и увлечений, зависти и дружбы, предательства и самоотверженности. Дочь священника, посвятившая себя юному поэту, аристократ, разрывающийся между чистой любовью к леди и плотской страстью к красивой официантке, жена уважаемого политика, ставшая жертвой хищного и циничного альфонса, - каждый из них, в сущности, хочет всего лишь быть счастливым.
Один из самых известных сборников рассказов Маркеса. Магический реализм великого колумбийца в этих рассказах доведен до совершенства. Маркес играет сюжетами, характерами, смешивает реальное и фантастическое, гротескное и обыденное в самых неожиданных пропорциях. "День после субботы", "Искусственные розы", "В нашем городе воров нет" - классические произведения "малой прозы XX столетия". Но главным украшением сборника, конечно же, остается рассказ "Похороны великой мамы", который входит в число лучших произведений Маркеса.
Многие читатели - профессионалы и любители - считают своим "домашним заданием" на лето - чтение книг, которые вышли в финал, то есть в короткий список Национальной литературной премии "Большая книга".
В этом году таких книг 14. Мы приводим список и даем краткую характеристику каждой книги со слов проректора РГГУ Дмитрия Бака, который в этом году на Большой книге возглавляет жюри ("Литературную академию").
1. Мария Галина, "Медведки" - "о том, как соприкасаются реальность и миф без всяких границ".
2. Даниил Гранин, "Мой лейтенант..." - "отличается от традиционной лейтенантской прозы тем, что повествование продолжено во времени, когда бывшие враги становятся друзьями".
3. Александр Григоренко, "Мэбэт" - "эпос об отсутствии конфликта между природой и цивилизацией".
4. Владимир Губайловский, "Учитель цинизма" (в "Длинном списке" текст был обозначен как "рукопись N 268", выйдет в N 7-8 "Нового мира") - "о том, как физики становятся лириками".;
5. Андрей Дмитриев, "Крестьянин и тинейджер" - "масштабный сюжет от толстовских "Казаков" до деревни Простоквашино".
6. Александр Кабаков, Евгений Попов, "Аксенов" - "воспоминания о близком друге и беседы о том, каково быть великим писателем в нашем непростом, еще совсем недавнем прошлом".
7. Владимир Маканин, "Две сестры и Кандинский" - "драматизированная лирика о 1990-х - "годах лихих", или "годах свободы".
8. Сергей Носов, "Франсуаза, или Путь к леднику" - "о том, куда надо отправляться, чтобы жизнь в России понять".
9. Валерий Попов, "Плясать досмерти" - "страшная повесть самого нескучного писателя современности".
10. Захар Прилепин, "Черная обезьяна" - "поиски писателем своей идентичности".
11. Андрей Рубанов, "Стыдные подвиги" - "роман о жизни "по понятиям".
12. Марина Степнова, "Женщины Лазаря" - "роман о самом таинственном феномене бытия - о любви".
13. Архимандрит Тихон (Шевкунов), "Несвятые святые" - "неназойливое назидание о прошлом и настоящем православной культуры".
14. Лена Элтанг, "Другие барабаны" - "о литераторе, который сталкивается с полнотой непредсказуемости жизни".