Сложно обстоят дела и с так называемыми "отсроченными рецептами", то есть теми случаями, когда льготника не могут обеспечить лекарством немедленно из-за его отсутствия в аптеке, и приходится ждать, когда оно поступит. В 2011 году в Смоленской области отсроченным оказалось исполнение 0,08 процентов от общего числа выписанных льготникам рецептов (1 место в ЦФО), а к 1 июня 2012 года этот показатель достиг совершенно уникального значения - 0,6 процента. В семи областях Центральной России он вообще не превышает нулевой отметки, а там, где эта проблема есть - не больше 0,1 процента.
Дорогой смоленский льготник
О дороговизне лекарств в Смоленской области местные журналисты впервые услышали в июне от полномочного представителя президента в ЦФО Александра Беглова. В ходе своего первого рабочего визита в Смоленск он выразил серьезную обеспокоенность этой проблемой, поставив ее на первое место в числе прочих. Поскольку речь идет о программе ДЛО, финансируемой за счет средств федерального бюджета, пристальное внимание полпреда к ценам на таблетки неслучайно, тем более, что к моменту его приезда в Смоленск средства, выделенные региону на 2012 год, практически закончились.
В 2011 году Смоленская область направила на программу ДЛО 215 миллионов рублей, кроме того, в распоряжении департамента по здравоохранению оставались 62 миллиона, неиспользованные годом раньше. При этом к осени деньги закончились, и из регионального бюджета пришлось дополнительно выделить около 60 миллионов рублей, благодаря которым удалось обеспечивать льготников лекарствами до конца года. Таким образом, годовая стоимость программы ДЛО составила почти 350 миллионов рублей, однако на 2012 год регион снова получил те же 215 миллионов рублей. Это не ошибка в планировании: сумма, выделяемая региону на ДЛО, рассчитывается по нормативам и зависит от того, сколько жителей Смоленской области сохранили за собой льготы в натуральном виде. Поскольку нынче "подушки" в виде неиспользованных денег не было, деньги закончились к началу лета. И вот здесь возникает вопрос: почему суммы, рассчитанной по одному и тому же нормативу, Смоленской области не хватает, а другие регионы в нее укладываются?
Возможный ответ на этот вопрос появился в твиттере губернатора Алексея Островского 6 июня: "Первый месяц своей работы посвятил, в том числе, вскрытию преступных схем. Цены на лекарства завышались в ущерб населению. Прекращу это!". Будет ли дана правовая оценка схеме, с помощью которой в Смоленской области осуществлялась программа ДЛО, пока неизвестно, но почему из бюджета приходилось выделять почти в два раза больше денег на лекарственное обеспечение смоленских льготников, понятно уже сейчас.
Вне конкурса
Высокопоставленные чиновники постоянно жалуются на федеральный закон о государственных закупках, обязывающий их проводить конкурсы подрядчиков и поставщиков - дескать, и контрагенты постоянно попадаются недобросовестные, и времени много уходит. Так вот, в случае с программой ДЛО департамент по здравоохранению Смоленской области как раз и решил облегчить себе жизнь и обойти механизм госзакупок - с его же помощью. Для этого был проведен аукцион по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов для льготных категорий граждан в 2011 году. Понятно, что справиться с поставкой лекарств в Смоленскую область в России может очень много организаций, с поставкой и хранением - не больше десятка, а вот с поставкой, хранением и их отпуском жителям региона - всего одна. Эта единственная организация - "Смоленск-Фармация", обладающая оборудованным складом и широкой сетью, насчитывающей более 60 аптек - приняла участие в конкурсе и получила госконтракт (экономией бюджетных средств, которая обычно достигается в ходе "конкурентных" конкурсов, здесь, конечно, и не пахло). Областной департамент по здравоохранению оказался в стороне от программы ДЛО, делегировав все свои полномочия в этой сфере частному предприятию.
Госконтракт не обязал руководство "Смоленск-Фармации" проводить конкурсы по выбору поставщиков лекарственных препаратов, и механизм, направленный на снижение цен и экономию бюджетных средств, не использовался. Прямых контрактов с производителями у предприятия почти не было, а вся линейка необходимых смоленских льготникам лекарств фактически приобреталась у единственного поставщика - одного из крупнейших российских фармацевтических холдингов. И не стоит удивляться: этот самый холдинг является фактическим владельцем "Смоленск-Фармации" - ему принадлежит 62 процента ее уставного капитала! Работать по этой изящной схеме нравилось всем. Департамент сбросил с себя бремя проведения конкурсов и ответственность за лекарственное обеспечение льготников, на "Смоленск-Фармацию" пролился дождь бюджетных денег, а основной поставщик лекарств нашел в регионе безотказный спрос на любые свои предложения.
Рецепт в долгом ящике
Здесь можно было бы сказать, что льготникам все равно - лишь бы в аптеках были нужные им бесплатные лекарства, однако и с этим аспектом деятельности "Смоленск-Фармации" было далеко не все в порядке. В этом убедились специалисты Росздравнадзора, которые провели на предприятии внеплановую проверку в августе прошлого года. В своем отчете они констатировали, что при поставке препаратов в аптечную сеть предпочтение во многих случаях отдается более дорогим импортным препаратам. Как оказалось, "Смоленск-Фармация" приобретала по программе ДЛО лекарства, на которые в регионе вообще нет спроса, и наоборот - "забывала" создавать запасы востребованных препаратов, в связи с чем и формировался упомянутый выше массив "отложенных рецептов". Члены комиссии столкнулись с совсем уж странными случаями: например, по одному и тому же контракту один и тот же препарат поставлялся как по среднерыночной цене, так и по цене, вдвое ее превышающей.
По итогам проверки Росздравнадзора департамент по здравоохранению получил предписание устранить допущенные нарушения. Повторная проверка в феврале 2012 года показала, что исполнение программы ДЛО в Смоленской области по-прежнему оставляет желать лучшего, а информация на этот счет, поступающая из администрации Смоленской области в региональное управление Росздравнадзора, во многих случаях оказалась недостоверной. Примерно в это время по Смоленску прошел слух о скорой отставке начальника департамента по здравоохранению Андрея Касьянова, но вскоре всем стало не до него - в апреле в отставку ушел губернатор Сергей Антуфьев. Пришедший ему на смену Алексей Островский стараниями полпреда столкнулся с проблемой ДЛО сразу после своего вступления в должность губернатора Смоленской области, однако после решительного обещания прекратить завышение цен на лекарства более развернутой информации о его планах долго не появлялось. Лишь в конце июня он разъяснил, как именно намерен исправить ситуацию.
- Меня возмущает, что в небогатой Смоленской области установились самые высокие в ЦФО цены на лекарства, и я изменю это положение, - заявил Алексей Островский. - Те, кто до сих пор обладал монопольным правом на обеспечение региона лекарствами, уже испуганно приходили в здание областной администрации, искали ко мне подходы, опасаясь, что я намерен обратиться к услугам других поставщиков. Хочу четко заявить свою позицию: я не собираюсь никого выдавливать, я не собираюсь приводить в регион "свою" компанию, которой у меня просто нет. Я готов предоставить нынешним поставщикам возможность работать в Смоленской области и впредь, но при одном условии. Из региона с самыми высокими в ЦФО ценами на лекарства Смоленщина должна превратиться в регион с самыми низкими ценами на лекарства. Это предложение я уже направил по назначению, сейчас заинтересованные структуры его прорабатывают. Если оно их не устроит, работать в регионе будут другие люди, те, кто сможет предложить населению приемлемые цены.
Чисто технически предложение вполне выполнимо - в действовавшей до недавнего времени схеме снабжения смоленских льготников бесплатными лекарствами есть немало лишних звеньев. И поскольку поставкой, хранением и отпуском препаратов в регионе фактически занимается одна компания, их не так уж трудно сократить.