Ростовчанка предложила новый способ борьбы со стрессом

Жительница Ростова-на-Дону Светлана Чумаченко лепит кукол, похожих на людей.

Ростовчанка мастерит японские куклы на шарнирах.

Это не детские игрушки, а произведения искусства. Впервые шарнирные куклы появились в середине 90-х годов прошлого века в Японии. В нашей стране ими стали увлекаться сравнительно недавно, россияне покупают их в основном за границей или заказывают по Интернету. Изготовлением же таких кукол у нас занимаются немногие.

Светлана Чумаченко начала учиться этому мастерству несколько лет назад и теперь обучает других. Сначала ростовчанка коллекционировала шарнирных кукол. Но удовольствие это недешевое: такие игрушки стоят десятки тысяч рублей, и каждую куклу на зарубежной фабрике изготавливают на заказ.

Влюбившись в пластиковых красавиц, Светлана решила мастерить их сама. Тем более что творческая жилка была у нее со школьных лет. Как многие советские школьницы, она занималась во Дворце пионеров рисованием, вышиванием, вязанием. Все время что-то мастерила, выжигала.

Во взрослой жизни тяга творить появилась после переезда с семьей в Ростов-на-Дону. Муж служил на флоте и надолго уезжал в командировки. Свободное от воспитания детей время Светлана отдавала рукоделию. Увлеклась шитьем плюшевых мишек Тэдди, благодаря чему обрела на новом месте друзей, которые тоже занимались мягкими игрушками. Мишки познакомили ее с фанатами японских кукол. Информацию по их изготовлению нашла в Глобальной сети. По книгам изучила анатомию человеческого тела, пропорциональные отличия женской и мужской фигуры.

Сначала делала статичные фигуры, потом научилась лепить шарнирные из различных видов пластика.

- Статичные куклы изготавливаются из полимерной глины, их лепишь, а потом обжигаешь в духовке. Шарнирные - из пластика, который застывает на воздухе. Чтобы с ним работать, его нужно намочить. Через 20 минут материал становится твердым, поэтому делать куклу надо быстро, - рассказывает мастерица.

Ее куклы - маленькие копии людей, и у каждой из них свой характер. Правда, в основном кукольные лица имеют азиатский разрез глаз. Это стиль ростовского мастера.

На фоне монголоидных фигурок в ее мастерской выделяется светловолосый мальчик-морячок с мечтательным взглядом - подарок супругу на день рождения.

Со временем у ростовчанки появились ученики, узнавшие о ней с помощью социальных сетей. В результате родился женский клуб любителей шарнирных кукол. Чтобы было, где собираться вместе и мастерить, сняли офис в центре города.

Причем лепке кукол учатся работающие женщины, а не домохозяйки, которым нужно заполнить досуг.

- Внешне и по характеру мои ученицы разные, но у них есть общее - желание уйти от реальности, проблем на работе и дома, в мир кукол, процесс создания которых становится для женщин отдушиной, - говорит Светлана Чумаченко. - Новенькие приходят в мастерскую настороженные, натянутые как струны и неразговорчивые, - подмечает она. - Начинаем лепить, и человек меняется на глазах - появляется улыбка. На следующем занятии уже чирикает, не переставая, со всеми, тяжелые мысли улетучиваются из головы.

В мастерской женщины находят друзей. Кто-то, конечно, отсеивается. Не все понимают увлечение куклами. Не всегда хватает терпения. Создание куклы - долгий и сложный процесс. Не единожды ее приходится переделывать. Ученицы приходят со своими идеями, но редко у кого в итоге получается то, что было задумано первоначально.

- Начинаем лепить ножки, потом исправляем - наращиваем мышцы. Смачиваешь пластик и делаешь набросок лица - лоб, носик, глаза, в итоге в конце работы оно будет совсем другим, чем в начале. Для этого используются стоматологические лопатки, другие инструменты.

А еще Светлана подметила: очень часто человек неосознанно лепит куклу, похожую на себя. Что носит в душе, то и выплескивает в творчестве. Если на сердце злоба и зависть, то и кукла получается злой. И наоборот.