Участники Хартии, в числе которых РСПП, ТПП РФ и "Деловая Россия", обещают "всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как социального порока". Сам документ полностью вписывается в догматы непереводимого на русский язык понятия compliance. Условно говоря, это свод правил для компании, своеобразный кодекс чести.
Хартия полностью отвечает этим требованиям. В частности, она предполагает внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и других мер антикоррупционной корпоративной политики. Результаты проводимой политики руководство должно постоянно мониторить и анализировать. Среди конкретных мер: эффективный финансовый контроль (проверка всевозможной отчетности), обучение кадров и контроль за персоналом (пойманных на взятке решено гнать взашей), коллективные усилия и публичность (компания должна не просто отказаться от борзых щенков, но и оповещать об этом всех при каждом удобном случае). Выстраивать свои отношения с партнерами и контрагентами следует в соответствии с антикоррупционными принципами (про откаты как форму взаиморасчетов забываем в принципе).
"Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом.
В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий", - гласит документ. Но не поясняет, что подразумевается под "иными случаями".
Отдельная статья Хартии (8-я) посвящена прозрачным и открытым процедурам закупок. Компании обещают использовать "в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур". Рассматривать споры, связанные с нарушением положений Хартии, будут Объединенная комиссия по корпоративной этике при РСПП, Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", Объединенная служба медиации при РСПП, Коллегия посредников при ТПП РФ и иные органы. Провинившимся планируется на год приостанавливать членство в Реестре участников Хартии, а нераскаявшихся и вовсе исключать.
Член правления "ОПОРЫ России" Дина Крылова презентовала доклад об основных причинах и видах коррупции и о самых уязвимых сферах экономики. По ее словам, средний и малый бизнес больше всего страдает от низовой и горизонтальной коррупции, связанной с круговой порукой чиновников. "Две трети предпринимателей являются жертвами коррупции, и не более трети - ее инициаторами. Предметом коррупции часто выступает доступ к законным правам - к тому, что предприниматель и так должен получить по закону. Для большинства предпринимателей коррупция - чистые издержки", - уверена Дина Крылова. Конечно, сохраняется и классическая коррупция в форме взаимовыгодной сделки, но в основном предприниматели жалуются на вымогательство и создание чиновниками излишних бюрократических препон с целью "получить на лапу". В результате бизнес вынужден выполнять условия более влиятельных структур. Это напрямую влияет на инвестиционный климат в стране, так как повышение коррупции на 1% приводит к снижению прироста фирм на 3%.
При этом Крылова добавила, что взятка, которая чаще всего ассоциируется с коррупцией, не единственный и не основной коррупционный фактор. Многие коррупционные схемы вообще обходятся без прямых взяток и носят характер взаимовыгодной сделки с предоставлением определенных преференций или ухода от ответственности. Несмотря на это, самое строгое наказание положено именно за "конверт с деньгами". За его получение - 15 лет, а за дачу взятки - 12. Зато за превышение служебных полномочий или за злоупотребление должностным положением санкции существенно мягче (максимум 6 и 10 лет соответственно), а грамотный адвокат и вовсе может "скостить" срок до условного.
Чтобы исправить ситуацию, Дина Крылова предлагает тщательнее анализировать такие дела, а также устранить волокиту при обращении бизнеса в госструктуры. Ну и естественно, органам власти и бизнесу необходимо налаживать более тесное сотрудничество и вырабатывать компромиссные решения. Впрочем, о таком развитии событий так или иначе говорили все выступающие.
В свою очередь председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что важнейшим фактором противодействия коррупции может и должно быть стремление бизнеса к честной и добросовестной конкуренции. "Сегодня нередки случаи, когда преобладают желания за счет бюрократического влияния приобрести недобросовестные привилегии", - отметила она. Также депутат отметила, что мотивация бизнеса, значимость и ценность деловой репутации как факторы успеха и престижности будут все больше и больше обретать главенствующее значение в современном обществе. Также она предложила создать реестр недобросовестных компаний, замешанных в коррупционных схемах. "Нужно, чтобы эта информация была публичной и сразу доводилась до делового сообщества. Понятие деловой репутации должно капитализироваться. Кроме того, принцип увольнения по утрате доверия также действенный инструмент борьбы с коррупцией. Это хуже, чем клеймо", - убеждена она. По мнению Яровой, бизнесу вообще стоит энергичнее отстаивать свои позиции и активно участвовать в антикоррупционной экспертизе законопроектов. Яровая, кстати, предлагает направлять на такую экспертизу все поголовно законопроекты, и особенное внимание следует уделить подзаконным актам к ним. "Дьявол кроется в деталях, а основное зло часто несут не сами законы, а подзаконные акты", - добавила она.