Эксперты "РГ" спрогнозировали уровень инфляции на конец года

России нужно проводить собственную инфляционную политику, не оглядываясь на другие страны, считает премьер-министр Дмитрий Медведев.

Рост цен пытаются удержать в пределах официального прогноза Минэкономразвития - 5-6 процентов годовых. Но уже сейчас инфляция достигла 4 процентов, а впереди еще почти полгода. И Минэкономразвития может пересмотреть свой прогноз, намекнул в четверг замминистра Андрей Клепач.

Так чего же нам ждать в декабре, и какая польза от прогнозов, которые постоянно корректируют? С этим разбирались эксперты "РГ" - доктор экономических наук Павел Медведев и руководитель департамента аудита "Уральского союза" Александр Миронов.

РГ: Давайте для начала напомним, как прогнозы по инфляции влияют на нашу жизнь?

Миронов: Они необходимы для планирования социально значимых проектов. Например, предельных цен на лекарства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, детских пособий и т.д.

Инфляция также оказывает существенное влияние на коммерческую эффективность инвестиционных проектов. И вообще на финансовые результаты. Особенно важно ее учитывать, когда, например, прогнозируемые темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию ниже темпов роста цен на капитальные вложения и ресурсы, затрачиваемые в сельскохозяйственном производстве. В этом случае под влиянием инфляции меняется рентабельность сельскохозяйственного производства, чего не учитывает расчет в неизменных ценах.

Или взять проект, который предусматривает привлечение заемных средств. В этом случае важно учесть, что процентные ставки по займам устанавливаются кредитором с учетом инфляции, но размеры непогашенной задолженности не индексируются. Поскольку выплата процентов уменьшает базу для исчисления налога на прибыль, а погашение основного долга на нее не влияет. А расчет в неизменных ценах сильно исказит размеры и структуру оттоков по финансовой и операционной деятельности.

Все эти примеры говорят о том, что неправильно прогнозируемый рост цен может ударить по производителю продукции, а в конечном итоге - и по потребителю. Под ползучей инфляцией, напомню, понимается рост цен на 3-4 процента в год. Отсюда очевидно, что даже ошибка в один процент - это много.

РГ: Инфляция в России в июле, по прогнозам Минэкономразвития, составит 1,2-1,4 процента, сообщил Андрей Клепач. До июня рост цен в месяц не дотягивал и до процента. Так стоит ли ожидать такого скачка в июле?

Медведев: Такое вполне может случиться. И на то есть три причины. Во-первых, еще нет нового урожая. Во-вторых, евро пока стоит довольно дорого, хотя и падал уже ниже 40 рублей. Тем не менее, дорогая валюта автоматически делает дорогими овощи и фрукты. Ведь половина приходит к нам из-за рубежа, а остальные подтягиваются к заграничным ценникам, чтобы не упустить прибыль.

И, в-третьих, в июле уже начнется сказываться увеличение коммунальных тарифов. Минэкономразвития, кстати, делает прогноз за довольно малый промежуток времени, а из-за этого есть риск ошибки.

РГ: Интересно, а какова цена ошибки по прогнозу инфляции, допустим, на один процент.

Медведев: Не очень высокая. Небольшая ошибка - регулярное явление. И избежать этого невозможно. А если ошибка грубая, например, сказали, что инфляция будет 10 процентов, а на самом деле 4 процента, то могут возникнуть панические настроения у богатых людей, у которых деньги на руках. Они постараются купить на них что-то в начале месяца, надеясь сэкономить эти 10 процентов.

РГ: В августе инфляция обычно замедляется и даже бывает дефляция. Чего ждать в этом году?

Медведев: Маловероятно, что будет дефляция в этом августе. В основном из-за того, что тарифы выросли. Но по отношению к июлю рост инфляции в августе  должен быть не очень большой. Так как факторы, которые были в июле, останутся и в августе. Ничего другого не добавится.

Миронов: Да ничего нового в августе не будет. Это мертвый сезон. Большая часть россиян находится в отпусках. Значимые покупки откладываются на осень. С другой стороны, такая расслабленность и позволит пересчитать цены в сторону повышения с учетом новых тарифов.

РГ: Итак, прогноз Минэкономразвития по инфляции в этом году - 5-6%. Он будет уточняться. "Возможно, будет несколько выше", - сказал Клепач. ЦБ прогноз не меняет. Кто прав?

Медведев: На инфляцию очень сильно повлияют новые факторы, которые осенью станут существенными. Стоит ожидать каких-то сдвигов в Европе. И если рецессия с европейской стороны будет заметна, то можно ожидать и ухудшения ситуации в России. Например, будут уменьшаться зарплаты в частном секторе. Таким образом, упадет спрос и цены. А может быть все наоборот. Так что тут можно только гадать.

РГ: Какие товары и услуги до конца года подорожают больше всего?

Медведев: Импортные товары подорожают довольно заметно.

РГ: Какая инфляция комфортна для бизнеса?

Медведев: 2-3 процента. Бизнесу плохо, когда дефляция, так как снижается экономическая активность. Например, гражданин не торопится купить что-нибудь в магазине. Он ждет, когда товар подешевеет. Да и большая инфляция - тоже плохо. Так как бизнесмен работает в состоянии неопределенности - когда инфляция большая, ее трудно прогнозировать.

РГ: Какой ваш прогноз по годовой инфляции?

Медведев: Инфляция по году не будет сильно отличаться от 6 процентов, а в какую сторону - сказать не возьмусь.

РГ: Необходимо ли правительству предпринимать какие-то шаги по сдерживанию инфляции? Или пока она растет в допустимых рамках?

Медведев: Власти абсолютно уверены, что инфляция еще слишком большая. И если есть прогресс, то все равно нужно дальше работать.

РГ: Госдума на пленарном заседании ратифицировала протокол о присоединении России к ВТО. С сентября Россия начнет выполнять свои обязательства по ВТО, в том числе и снижать ввозные пошлины. Как это скажется на инфляции?

Медведев: В краткосрочной перспективе никак. А в долгосрочной - будет зависеть от многих факторов, которые непосредственно не связаны с этим вступлением.

Если инвестиционный климат в России улучшится, то ВТО будет работать на страну, а если не улучшится, то не будет. Так как хороший инвестклимат дает крупному иностранному инвестору возможность прийти в страну. Ведь крупный инвестор мыслит в терминах всего мира. Если он придет, например, в Калининград строить заводы, чтобы производить автомобиль, он будет думать о сбыте не столько на территории России, сколько на территории других стран. Когда мы не члены ВТО, у производителя дополнительная головная боль. Если я отвезу авто в Германию, а мне скажут, что я труд младенцев на сборке использую, и запретят мне продавать. А если Россия член ВТО, то даже если запретят продавать, то с помощью мировых судебных органов всегда можно оправдаться.

РГ: С наплывом импорта стоит ожидать большую инфляцию? Если да, то как ее можно будет сдержать безболезненно для экономики?

Медведев: Наоборот. Инфляция будет падать. Через границу хлынет дешевый импорт и цены упадут. Правда, на краткосрочный период. А дальше российский предприниматель будет набирать опыт, делать более качественную продукцию и сможет уже задавать цену на рынке. Так как все начнут покупать отечественный товар, и дешевый импорт уйдет из страны.