12.07.2012 23:20
    Поделиться

    Эксперт: У тех, кто работал с ридерами, улучшилась успеваемость

    Большинство школ признали мобильные устройства лучшей альтернативой обычным книжкам
    С какими сложностями столкнулись учителя и школьники в ходе апробации электронных учебников? Об этом рассказывает заведующий отделом Центра образовательных информа ционных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования Виктор Тармин.

    Виктор Анатольевич, сколько всего школьников участвовали в эксперименте?

    Виктор Тармин: Почти 3,5 тысячи учащихся, в основном ученики 6-7 классов.

    А почему выбрали именно эту возрастную группу?

    Виктор Тармин: Честно говоря, путем исключения. В начальной школе дети еще маловаты для подобного эксперимента, 5-й класс - у них и так стресс перехода на новую образовательную ступень, 8-9 и 10-11 классы - там уже серьезные экзамены не за горами, поэтому остановились на 6-7 классах. Хотя психологи возраст 13-14 лет называют самым сложным, переходным. С другой стороны, использование в учебном процессе современных электронных устройств - это дополнительная мотивация учиться.

    Кто занимался поставками самих учебников?

    Виктор Тармин: Мобильные устройства для проекта закупали сами регионы, выбирая их из списка, который мы рекомендовали. Таким образом в проекте использовалось 47% PocketBook Pro 9ХХ, 42% Plastic Logic 100, 5% Ectaco jetBook Color, 5% Intel ClassMate PC, 1% EnTourage eDGe. Большая часть устройств (PocketBook Pro 9ХХ, Plastic Logic 100, Ectaco jetBook Color) - это электронные устройства для чтения книг с экранами на электронных чернилах. EnTourage eDGe - оригинальное устройство, распространяемое издательством "Академкнига/Учебник". Это устройство с двумя экранами - один черно-белый, на электронных чернилах, другой - с активной матрицей, как на современных интернет-планшетах. С одной стороны - читаем тексты, с другой - смотрим видео, рисунки и пр.

    А для детского здоровья они не вредны?

    Виктор Тармин: В ходе этого эксперимента мы поняли, что необходимы системные исследования влияния на здоровье детей подобных устройств. Это большое поле для совместной деятельности Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения РФ.

    Все ли участники эксперимента приняли ридеры "на ура"?

    Виктор Тармин: Конечно нет. Несмотря на узкую функциональность, плюсы более заметны, чем минусы. Простота устройств в первую очередь для педагогов. Современные дети с подобными гаджетами на "ты", а вот старшее поколение дольше адаптируется к более сложным устройствам. В ридерах же основные функции для работы с текстом - заметка, закладки, маркеры. У тех, кто работал на уроках с ридерами, незначительно, но улучшилась успеваемость по сравнению с ребятами, которые занимались по обычным учебникам. В частности, заметны успехи по русскому языку и литературе. В эксперименте были электронные учебники практически по всем предметам, даже по физкультуре. Это книги, вернее, их электронные копии, адаптированные под ридеры, из Федерального перечня, утвержденного Минобрнауки России. Учебники были бесплатно предоставлены для проекта издательствами. Другой плюс ридеров в том, что, в случае необходимости, школьник и учитель могут легко вернуться на бумажные страницы или использовать оба варианта - кому как удобно.

    Какие претензии были у учителей и школьников?

    Виктор Тармин: Список большой и очень полезный. Учителям, как и детям, категорически не нравятся черно-белые экраны и низкое быстродействие ридеров. Ридер изначально предназначен для неспешного чтения "на диване", но на уроке совсем другой темп, нужно живо реагировать на задание учителя, а ридеры не успевают. Учителям приходится делать паузы, дожидаясь, пока учащиеся перейдут к нужной странице учебника. Требования к мобильным устройствам для школьников сопоставимы с требованиями к промышленным компьютерам. Педагоги отмечают, что хорошо бы связать устройства школьников и учительский компьютер. То есть в школе необходимо создавать достаточно сложную инфраструктуру. Для этого нужно дополнительное оборудование и программное обеспечение, и квалифицированный технический персонал. Будем работать в этом направлении. Но мы поняли главное - такой учебник востребован. Об этом говорят и учителя, и ученики, и родители.

    Отличается ли отношение детей разного возраста к электронным учебникам? Ведь ридер так похож на привычный им интернет-планшет.

    Виктор Тармин: Действительно, мы заметили, что шестиклассники чаще относятся к ним, как к игрушке, им интересно. Семиклассники гораздо спокойнее реагируют, ридер им уже немного скучноват, там ведь нет Интернета.

    Так что же - бумажный учебник уходит из школы?

    Виктор Тармин: Тенденция такая есть, это факт. Но говорить, что завтра все перейдем на "цифру" - очень рано. Сначала надо электронный учебник полностью легализовать, дать ему равные права с учебником бумажным, прописать все требования. Да и вопросы, связанные с коммерческой дистрибуцией электронных учебников, одни из самых сложных.

    Поделиться