СК рассказал об основных версиях пропажи Ан-2

Параллельно с поисками пропавшего месяц назад в Серове Ан-2 идет расследование уголовного дела, возбужденного по факту этого ЧП. Дело находится в производстве Уральского следственного управления на транспорте СК России. Корреспондент "РГ" встретился с руководителем управления Дмитрием Путинцевым.

Дмитрий Евгеньевич, по факту исчезновения Ан-2 было возбуждено уголовное дело. На какой стадии находится его расследование?

Дмитрий Путинцев: Сразу после пропажи Ан-2 была создана следственно-оперативная группа, в которую вошли самые опытные следователи и криминалисты. Сначала на месте происшествия работали 12 человек. Сейчас расследованием непосредственно занимаются четыре сотрудника.

На первоначальном этапе были проведены все необходимые оперативно-розыскные мероприятия: осмотрено пять мест происшествия, произведено восемь обысков, изъяты вещественные доказательства и техническая документация, допрошено 127 свидетелей, включая родственников улетевших. К слову, они были признаны потерпевшими. Кроме того, была сделана детализация телефонных звонков. Теперь невозможно узнать, о чем именно пропавшие пассажиры говорили по телефону накануне вылета. Однако мы установили, кто кому и когда из них звонил.

В данный момент проходит череда экспертиз. Попутно следователи направляют запросы в различные ведомства и организации, чтобы выяснить некоторые детали, изучают изъятые документы, анализируют собранную информацию.

Особых сложностей в расследовании данного уголовного дела нет. Надо сказать, что за пять лет существования Уральского следственного управления на транспорте его сотрудники накопили большой опыт работы с такими происшествиями: в общей сложности расследовано около 20 трагедий, одна из которых - крушение "боинга" в Перми.

Следователи смогли восстановить картину произошедшего в Серове?

Дмитрий Путинцев: Да, у нас уже сложилось определенное представление о ЧП. Однако в интересах следствия мы пока не можем раскрывать обстоятельства пропажи людей и самолета.

То есть сейчас нельзя даже сказать о том, постоянно ли пилот Ан-2 совершал коммерческие рейсы или это был единичный случай?

Дмитрий Путинцев: Пока нет. Как и нельзя однозначно говорить о том, что пропавшие пассажиры платили за полет.

Тем не менее, хоть Ан-2 и находился в Свердловской области для мониторинга лесных пожаров, на этот раз он отправился в небо не для работы?

Дмитрий Путинцев: Служебной необходимости лететь у пропавшего судна не было.

Хорошо, тогда какие основные версии трагедии сейчас рассматриваются?

Дмитрий Путинцев: Изначально отрабатывались четыре типовые версии: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, захват воздушного судна и несоответствующие полету метеоусловия.

Мы выяснили, что погода в тот день была хорошая. А в ходе оперативно-розыскных мероприятий не подтвердилось предположение об угоне. Также не обнаружено доказательств того, что самолет сбит военными. Поэтому у нас остались только две версии: ошибка в пилотировании командира корабля и неисправность судна. Как показывает практика, в 85 процентах случаев причиной аварии является ошибка пилота и только в 15 процентах - технические проблемы.

Насколько профессиональным был командир судна?

Дмитрий Путинцев: Установлено, что он был опытным пилотом. Причем долго летал на Ан-2, хорошо разбирался в этом типе самолета. Кроме того, у него было разрешение на полеты, он проходил необходимый инструктаж.

Тогда в каком состоянии был Ан-2?

Дмитрий Путинцев: Воздушному судну 25 лет. За это время он четыре раза проходил капитальный ремонт, последний производился в 2010 году. Вместе с тем самолет регулярно проходил плановые технические осмотры, в последний раз - в марте этого года. Как мы выяснили, Ан-2 не выработал свой ресурс и мог эксплуатироваться еще в течение трех лет.

Действительно ли самолеты Ан-2 являются аварийными?

Дмитрий Путинцев: Напротив, они считаются одними из самых безопасных. По сути, это планеры, которые в случае неисправности плавно опускаются на землю. За пять лет в Уральском федеральном округе, Пермском крае и Оренбургской области не было ни одного случая крушения Ан-2. Это первый.

Думаете, он разбился?

Дмитрий Путинцев: Возможно. Хотя не исключено, что при планировании самолет удачно сел.

Если бы он потерпел крушение, то наверняка бы загорелся и таким образом дал о себе знать?

Дмитрий Путинцев: В нашей практике был случай, когда грузовой Ан-24, в котором было 15 тонн горючего, рухнул на землю, но не загорелся. Почва впитала топливо, которое разлилось.

У вас богатый опыта расследования происшествий с авиасуднами. На вашей памяти были случаи, когда пропадало воздушное судно, но в итоге все закончилось благополучно?

Дмитрий Путинцев: Такие происшествия благополучно не заканчиваются. Шансы выжить у пассажиров при падении самолета небольшие. Скажем, пилоты погибают в 95 процентах случаев. Но если пассажиры и остались живы, то они могли получить серьезные травмы.

Если говорить об Ан-2, думаю, его все же получится найти. В нашей практике был подобный случай: однажды зимой на севере Урала пропал вертолет. Тогда территория поиска тоже была обширной. Ее неоднократно обследовали, но судно никак не удавалось найти. Его обнаружили лишь спустя восемь месяцев, когда в тундре начал таять снег. Оказалось, что вертолет все это время находился недалеко от взлетной площадки. При падении снег поднялся в воздух, а затем упал на него и таким образом спрятал. Не исключено, что Ан-2 скрывается за растительностью. Как известно, на севере области высокие деревья, которые стоят вплотную друг к другу и кронами закрывают землю. Скорее всего, самолет получится найти осенью, когда листва начнет опадать.

Как долго будет продолжаться следствие, если Ан-2 не получится отыскать?

Дмитрий Путинцев: Если самолет не найдут, то следствие будет приостановлено и возобновится, как только появятся новые обстоятельства. Однако можно сказать наверняка, что следователи будут продолжать работу как минимум еще четыре месяца. Мы должны провести все необходимые следственные мероприятия.