Из глубины двора дома № 117 валили клубы дыма. Горела времянка. Вокруг бегал хозяин с криками: "Сначала тонули, теперь горим!". Мужчина с наколками на голом торсе, судя по всему, накануне принял лишнего. Причиной возгорания, как выяснилось, стал непогашенный окурок. Да и затонула эта улица совсем чуть-чуть: воды было по щиколотку. Не успевшие отсыреть стены сначала тлели, а потом по ним побежали языки пламени. Спасателей вызвали соседи.
На Коммунистическую прибыли сразу пять машин МЧС, но, поняв, в чем дело, четыре из них развернулись, а оставшаяся потушила пожар за считанные минуты.
От наводнения в Крымске пострадал каждый второй житель, однако за гуманитарной помощью выстраиваются и те, кого потоп не затронул.
- Их сразу видно по баулам и котомкам, в которые напихивают вещи, - говорит Аня Грибкова с улицы Адагумской. - Ведь те, кто действительно пострадал, берут только самое необходимое. Сначала гуманитарку раздавали всем подряд, теперь стали спрашивать адреса. Мы расписываемся за получение вещей и продуктов. И это правильно - а то ведь не успеешь за хапугами, превратившими чужую беду в способ наживы. Обещают в ближайшее время на одной из городских площадей выставить столы с постельным бельем, одеждой, обувью, детскими вещами, чтобы легче было выбрать то, что нужно.
Тут востребовано абсолютно все, ведь даже в уцелевших домах пропал практически весь скарб. Жилище Грибковых сложилось, будто карточный домик и восстановлению не подлежит, как и недавно купленная автомашина.
- Слава Богу, сами живы остались, - продолжает Аня. - Ромка, муж, детей и меня в охапку схватил и на второй этаж дома напротив отвел, а потом за соседями вернулся. Марину с семилетней дочкой выводил, когда вода уже по плечи стояла. Их дом тоже разрушен полностью. Вчера нас собирали, обещали новые квартиры дать на выбор - здесь, в Крымске, в Новороссийске, в Геленджике или в Краснодаре. Тем, кто хочет жить в своем доме, придется подождать, пока его построят. Где будут строить - на старом либо на новом месте - пока непонятно, но всех обещают к зиме переселить.
На участках с полностью разрушенными жилищами возводить, скорее всего, ничего не будут, разрешив хозяевам использовать землю в качестве огородов. Ведь их подтапливает постоянно, поэтому саманные, либо обложенные кирпичом хаты на этот раз рухнули.
Марина Ефешкина с дочкой, чудом спасшись в ночь на седьмое июля, теперь остались на улице. Дом достался в наследство от деда, умершего в конце июня, Марина ухаживала за ним, дочку в здешнюю школу записала еще весной, а сама прописаться не успела. И теперь их с Яной нет ни в одном списке - ни на получение 10 тысяч рублей, ни на выплату компенсаций за утрату имущества.
- Справки заставляют приносить, за каждой приходится очереди выстаивать, - сетует молодая женщина. - В одной такой очереди я 161-й записалась. Соседи прописаны, поэтому им деньги выдали, но по 10 тысяч никто не получил. Люди считают, что с них подоходный налог взяли.
Как выяснилось, это не так. Ограничение установлено законодательством: 10 тысяч на человека на первоочередные нужды, но не больше 50 тысяч на всю семью. В минувшую пятницу решением губернатора подобное ограничение сняли. Теперь всем пострадавшим выплачивают по 10 тысяч рублей, независимо от членов семьи: дополнительные средства выделил край.
Однако неразберихи выплатами по-прежнему много. Официально озвучиваются одни данные, люди называют другие. Оставшись без копейки, они, понятно, нервничают. Обстановка настолько накалена, что кажется спички достаточно, чтобы вспыхнуло все вокруг. Мобильным группам, прибывшим из кубанских муниципалететов (за каждым районом и городом края закреплена конкретная пострадавшая территория), приходится и завалы разгребать, и народ успокаивать.
- За улицей Адагумской закреплен Армавир, - рассказывает Аня Грибкова. Несколько сотен человек из этого города тут постоянно находятся. Они нас и кормят, и поят, и проблемы помогают решать. Одним словом, вторыми мамами и папами для нас стали. Жителя каждого пострадавшего дома в лицо знают, телефоны нам свои раздали, по первому звонку прибегают. Не знаю, чтобы мы без них делали!
В большинстве крымских дворов мы увидели родственников и знакомых подтопленцев. Кто-то прибыл из Краснодара, кто-то из других регионов. Вытаскивают мусор, отмывают от грязи уцелевшие стены. Спят на раскладушках, установленных прямо во дворах.
"Мы - домашнее МЧС", - пошутили две женщины, примчавшиеся из Москвы на подмогу приятелям из Крымска. Остальные волонтеры живут в палаточном лагере, разбитом в центре города и при восьми штабах, где обосновались добровольцы из муниципалитетов. Здесь открыты и полевые кухни, куда три раза за горячими обедами приходят подтопленцы, либо их развозят по домам. Готовят вкусно, по-домашнему. На Троицкой, 49 вчера в меню был суп с вермишелью, плов, компот, овощи и фрукты. Поварихи Ира и Катя едва успевали подкладывать добавку.
В город продолжают прибывать новые группы сотрудников МЧС и военных. Последних - около 1000 человек и 160 единиц техники. 17 огромных "Уралов" были задействованы с первых минут спасательной операции.
- В Крымском районе у нас дислоцированы два воинских соединения, - говорит руководитель пресс-службы Южного военного округа Олег Кочетков. - И как только поступила информация о наводнении, тут же машины с высокой проходимостью выдвинулись в район ЧС. Никакая другая техника не могла справиться с уровнем и потоком воды, поэтому помощь военных спасла жизнь сотням людей.
Это действительно так. Утром седьмого июля крымчане рассказывали корреспонденту "РГ", как к ним, сидящим на чердаках и крышах, на огромных машинах подъехали люди в камуфляже, посадили детей на плечи, на надувные камеры от колес, переносили в в кузов и вывозили в безопасное место. Все тогда думали - это спасатели из МЧС, а оказалось - военные.
- Наши солдаты и офицеры сутки бессменно занимались эвакуацией, - продолжает Кочетков. - Днем седьмого июля мы уже начали работать вместе с отрядами МЧС. Развернули два лагеря - один для пострадавших, второй - для волонтеров из Краснодарского края. По последним данным, в нем зарегистрировано 445 человек из 31 района края, ожидается прибытие новой группы из 150 человек. Они полностью обеспечены в бытовом плане, их деятельность координирует специальный штаб. Что касается военнослужащих ЮВО, в субботу прибыла дополнительная группа из Новороссийска, которая второй день занимается очисткой завалов и мусора.
Только за один день из четырех районов вывезли около 330 тонн мусора. Кроме того, военные активно задействованы на разгрузке гуманитарной помощи. Для этих целей выделены две группы по 150 человек каждая, которые посменно круглосуточно работают. В воскресенье с утра было отгружено около 500 тонн гуманитарного груза, а всего с момента его прибытия - около 3,5 тысяч тонн. Военные продолжат оказывать помощь населению до тех пор, пока в этом будет необходимость.
В Крымске полностью восстановлена подача электричества, газа и воды. Разрушенные дома, понятно, не подключены к коммуникациям, но ко всем улицам они подведены. Три детских сада уже начали работать, в ближайшие дни откроются еще столько же. К началу нового учебного года должны полностью восстановить и оснастить оборудованием все школы. По словам губернатора Александра Ткачева, на восстановление Крымска федеральный и краевой бюджеты выделят почти девять миллиардов рублей.
В центре города развернута общественная приемная Госдумы РФ.
- Я прибыл сюда из Геленджика, где ситуация стабилизировалась, - говорит депутат Николай Горовой. - Здесь проблем масса, будем помогать их решать, работать с конкретным пострадавшим.
- Москва наводнена слухами, - продолжает его коллега Сергей Обухов. - Один из них касается станицы Неберджаевской, в которой якобы погибли чуть ли не половина жителей. Ответственно заявляю: там нет ни одной жертвы. В окрестностях станицы действительно погибло шесть человек - это водители, машины которых захлестнул мощный поток. Тут нужно о другом говорить: кто и почему разрешил застройку в поймах рек, прочему не чистился ливневый коллектор? Я лично в январе посылал депутатский запрос по этому поводу - никакой реакции. А будоражащие народ слухи можно прекратить единственным способом - правдой, какой бы тяжелой она не была.
В списке погибших, по данным МЧС, на сегодняшний день значатся 167 человек (Следственный комитет РФ называет цифру 164 человека), из них 153 - в Крымске.
- Это те, кого опознали, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник МЧС по Краснодарскому краю Александр Казликин.
Оперативную информацию он озвучивать не стал, посоветовав обращаться к полицейским, однако там ничего нового выяснить не удалось…