Ведь, согласитесь, устраивать культурное мероприятие летом, когда в голове у народа что угодно, от дачи в Малаховке до Турции с Египтом, но только не желание пополнить свой культурный багаж, на это еще надо решиться.
Например, Московский летний книжный фестиваль в ЦДХ, который организует Борис Куприянов. Я бродил вдоль его книжных рядов в уверенности, что ничего здесь не приобрету, потому что все самое главное из книг появляется у нас "в сезон", осенью, на Московской международной книжной ярмарке на ВВЦ. И я почти не ошибся.
На летнем книжном фестивале царствуют не книги, а виниловые пластинки. Говорят, сейчас это очень модно. Большой поклонник музыки писатель Герман Садулаев как-то сокрушенно рассказывал, как дорого приобрести "приличную" аппаратуру для прослушивания "винила", а пора, давно пора приобрести, потому что слушать музыку в электронном формате уже невозможно, это уже не музыка, это уже черт знает что!
Я ничего не понимаю в "виниле", но в книгах кое-что понимаю. Поэтому когда я увидел на книжном развале в ЦДХ скромненький желтенький "супер" книги М. В. Муратова "Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков по их переписке" (М., 1934), то воскликнул чуть ли не вслух, как Жорж Милославский в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию": "Это я удачно сюда зашел!" Потому что эта книга - единственная биография В. Г. Черткова на сегодняшний день - большая библиографическая редкость. Настолько большая редкость, что ее даже переиздали, правда, увы, не у нас, а в США, в издательстве Hermitage Publishers. Однако одно дело переиздание, так сказать, "новодел", и совсем другое книга, которую держал в руках Владимир Чертков, потому что она вышла за два года до его смерти. Он держал в руках свою биографию в то время, когда от него отвернулись все главные "толстовцы", когда он остался в полном одиночестве. А ведь что бы ни говорили о нем, но то, что он сделал для издания и популяризации позднего Толстого, просто неоценимо.
И вот эта редчайшая книга на летнем фестивале в ЦДХ была мною приобретена за 500 руб. Это дорого или дешево? Как вам сказать. Новый роман одного современного прозаика на том же фестивале стоил 600 рублей...
Вот это я и имел в виду, когда говорил, что летние фестивали ужасно необязательная и легкомысленная вещь! Но именно за это-то они мне и ужасно нравятся.
Согласитесь, что страна, где люди летом набиваются в зал слушать лекции, страна не только с большим прошлым, но с не менее большим будущим.
Окончательно я понял это в середине июля на летнем фестивале "Сад гениев", который ежегодно проводится в музее-усадьбе Ясная Поляна. Инициатором фестиваля был директор Ясной Поляны Владимир Толстой, а его куратором является его помощница Юлия Вронская. Идея фестиваля в том, что тематически он вращается вокруг семи великих имен: Данте, Сервантеса, Шекспира, Гете, Гюго, Толстого и Джойса. Эта "великолепная семерка" как бы представляет мировую литературную культуру в ее золотом сечении. Соответственно в центре внимания семь великих литературных "держав": Италия, Испания, Англия, Германия, Франция, Россия и Ирландия. Особенно чудесно присутствие здесь Ирландии с Джойсом! Есть такая шутка: в доме каждого уважающего себя ирландца обязательно находятся две книги, которые ни один ирландец не открывает за всю свою жизнь. Библия и "Улисс" Джойса.
А теперь вообразите себе удивительную картину маслом. Каждый год в июле в бывшее имение графа Льва Толстого приезжает множество иностранцев. Они читают стихи на родных языках, устраивают свои фотовыставки, ставят спектакли, показывают кино. Одновременно они слушают стихи наших поэтов, смотрят наши картины и спектакли. Весь этот поразительный Вавилон происходит на разных площадках, но главным образом на открытой сцене, прямо на поляне, перед домом Толстого.
Людей из Тулы и ближнего к усадьбе микрорайона Щекина привозят и увозят специальными автобусами, потому что действа затягиваются порой до полуночи. Но если вы думаете, что этих людей специально кто-то отправляет на "культурное мероприятие", то вы ошибаетесь. На эти мероприятия еще нужно достать билет, потому что желающих посмотреть спектакли на английском или немецком языке очень много. Молодежи - море! Это самое поразительное, что возрастной состав желающих погулять в "Саду гениев" поразительно молод. Ведь побывать в "Саду" - это круто, это модно! Парни ведут своих девушек, и надо видеть, сколько важности и серьезности разлито на этих молодых лицах.
В этом году уже третий по счету "Сад гениев" открылся показом фильма "Фауст" и творческой встречей с режиссером Александром Сокуровым. В последующие дни арт-фестиваля были показаны семь представлений, основанных на сюжетах классической литературы. Это и вполне традиционные отрывки из пьес Шекспира от актеров театра Shakespeare Aloud!, и немецкий моноспектакль, действие которого разворачивается вокруг почти криминального сюжета захоронения Фридриха Шиллера, и веселые "Песни дублинцев" от ирландского дуэта The Shannon Collins, и музыкальная интерпретация "Божественной комедии" для пианино и тенор-саксофона. Толстой был представлен отрывками из "Крейцеровой сонаты" в исполнении актеров театра "Сатирикон" Агриппины Стекловой и Владимира Большова.
Замечательный искусствовед, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Андрей Толстой в переполненном зале Дворца культуры близ Ясной Поляны прочел лекцию о Сальвадоре Дали как книжном иллюстраторе мировой классики. Лично я с изумлением открыл для себя совсем другого Дали. Директор Государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева прочитала лекцию о Дж. Джойсе...
Фестиваль длился пять дней, и это без всяких шуток был настоящий пир духа.