- В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлены ошибки. Налогоплательщику предъявлен акт налогового органа с указанием выявленных налоговых правонарушений. Правомерны ли действия налогового органа?
Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявила несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Как следует из вопроса, камеральная проверка при выявлении ошибок в налоговой декларации сразу же была завершена составлением акта о выявленных налоговых правонарушениях, при этом налогоплательщику не предоставлена возможность ни исправить ошибки, ни дать пояснения. Такое решение налогового органа может быть оспорено налогоплательщиком в арбитражном суде. Так, в постановлении ФАС ЗСО от 18 февраля 2008 г. N Ф04-1018/2008(705-А27-25) по делу N А27-6905/2007-6 судом отмечено, что поскольку законодатель не исключает возможность допущения налогоплательщиками каких-либо ошибок в заполнении декларации, то в силу ст. 88 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о выявленных ошибках с требованием о внесении соответствующих исправлений, однако инспекция эту обязанность не исполнила.
В постановлении ФАС МО от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А41/3779-07 суд не согласился с доводами налогового органа о допущенном налогоплательщиком правонарушении, влекущим доначисление налогов, так как установил, что организация допустила техническую ошибку при заполнении раздела "Налоговые вычеты" налоговой декларации, заключающуюся в указании значения суммы НДС по строке 332 вместо строки 331. Таким образом, несоблюдение налоговым органом ст. 88 НК РФ, предусматривающей возможность внесения исправлений в налоговую декларацию или дачи пояснений при выявлении налоговым органом ошибок или противоречий, может являться основанием для отмены решения, вынесенного по результатам подобной проверки.
- Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете приобретение электронного билета при направлении работника в командировку?
Если организация приобретает проездные билеты на транспорт, то находящиеся в кассе оплаченные проездные билеты учитываются на счете 50 "Касса", субсчет 50-3 "Денежные документы":
Дт 50 - Кт 60 - при приобретении непосредственно у агентства или у самой авиакомпании;
Дт 50 - Кт 71- при приобретении через подотчетное лицо.
При этом сам по себе билет является лишь договором перевозки (воздушной, железнодорожной или иной). На момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не оказана, то есть приобретение билета свидетельствует не об оказании услуги, а только о заключении договора. Таким образом, в общем случае проездные билеты приходуются на счет 50 "Касса", субсчет 50-3 "Денежные документы". Однако организация может принять решение об учете стоимости проездных билетов (в первую очередь - электронных!) на счете учета расчетов (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"). В этом случае при направлении работника в командировку организация не отражает задолженность работника в сумме стоимости билетов.
По возвращении из командировки работник должен отчитаться о произведенных расходах. При этом, исходя из Указаний по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утв. постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, стоимость билетов в авансовом отчете указывается, только если электронные билеты после приобретения учитывались в составе денежных документов.
На основании чека электронного терминала, распечатанных электронных билетов со штрихкодом, командировочного удостоверения (форма N Т-10) и утвержденного авансового отчета организация списывает дебиторскую задолженность и признает стоимость проезда в данном случае в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При признании расхода производится запись по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счетов 71 или 60 в зависимости от выбранного варианта учета электронных билетов. Таким образом, бухгалтерская запись Дт 44 - Кт 60 может быть произведена только после утверждения авансового отчета командированного сотрудника.
В соответствии с п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки внутри РФ, включая расходы на проезд. Данные вычеты производятся на основании документов, подтверждающих оказание работнику услуги по перевозке. Такими документами могут являться: чек электронного терминала об оплате с выделенным НДС и распечатки электронных билетов (письмо минфина от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476) или железнодорожный билет, как бланк строгой отчетности, с выделенной в нем суммой НДС.
Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утв. постановлением правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137, в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
При командировках внутри России в электронных билетах может выделяться НДС, при этом сам электронный билет является документом строгой отчетности. В целях налогообложения прибыли командировочные расходы, включая расходы на проезд работников к месту командировки и обратно, признаются прочими расходами (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы подтверждаются чеком электронного терминала об оплате, распечатками электронных билетов, посадочными талонами и командировочным удостоверением, подтверждающим нахождение работника в месте командировки. Указанные расходы признаются после утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
- Как начислять амортизацию по модернизированному оборудованию в целях налогообложения прибыли, если срок полезного использования не пересматривался?
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
НК РФ не предусматривает специального алгоритма начисления амортизации после модернизации основного средства. Поэтому минфин настаивает, что налогоплательщику следует продолжать начислять амортизацию, используя прежний механизм исчисления амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости (письмо минфина от 09.06.2012 N 03-03-10/66). Это означает, что период начисления амортизации превысит срок полезного использования основного средства, и как следствие, снизятся амортизационные отчисления в конкретном периоде и в конечном итоге увеличится налог на прибыль.
Но можно с таким подходом не соглашаться и установить в учетной политике иной порядок начисления амортизации: исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта и оставшегося срока полезного использования. Его нормативным обоснованием будет следующее. Во-первых, если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Во-вторых, изменение срока полезного использования возможно только в случае применения к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов (п. 13 ст. 258 НК РФ).
Признание в налоговом учете увеличенной суммы амортизации исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств и оставшегося срока полезного использования поддерживают суды. В частности, в постановлении ФАС МО от 06.04.2011 N КА-А40/2125-11 по делу N А40-59813/10-99-314 указано, "если в результате модернизации основных средств срок их полезного использования не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого основного средства в течение оставшегося срока полезного использования, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации".