Это заявление сделано по итогам совещания по развитию транспортного комплекса Приволжского федерального округа в Самаре, в котором принял участие его министр Максим Соколов. Сейчас проводится оптимизация стоимости строительства проекта "Белкомур". В частности, рассматривается вариант создания инфраструктуры только в рамках Южного звена Сыктывкар - Соликамск длиной 590 километров с дальнейшей перевозкой грузов по существующей сети железных дорог в направлении Микунь - Котлас - Коноша - Обозерская - Беломорск - Мурманск.
В 2009 году проект строительства магистрали в целом был одобрен министерством. В 2011 году в рамках меморандума, подписанного между "Внешэкономбанком" и ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур", ранее разработанная документация проекта была актуализирована - проведена оценка прогнозируемых грузопотоков и необходимых финансовых затрат.
- В результате "Внешэкономбанк" сделал вывод о том, что проект "Белкомур" может быть полностью реализован только при условии предоставления государственной поддержки в дополнение к привлеченным средствам, в связи со значительным количеством грузов низкого тарифного класса, - сообщает министерство транспорта РФ.
Напомним, проект "Белкомур" предполагает строительство спрямляющей железнодорожной магистрали меридионального типа Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск протяженностью 1 155 километров, из них 715 километр будет построен заново, а остальные пути будут реконструированы.
Железная дорога состоит из двух участков - северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры - Вендинга и Сыктывкар - Гайны - Соликамск, а остальные участки Северной железной дороги - реконструировать.
Для России "Белкомур" может иметь стратегическое значение, напрямую связав Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы (сейчас этот путь на 800 километров длиннее), а в перспективе - обеспечив кратчайший путь для транзита грузов в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Большую часть грузопотока магистрали составят уральские минеральные удобрения и сырье для их производства. Грузопоток только калийных удобрений к 2015 году может составить 15 миллионов тонн, а это уже покрывает четверть планируемого объема загрузки Северного морского пути. Всего же по магистрали планировалось доставлять до 30 миллионов тонн грузов в год.
Кстати
Общая стоимость проекта может составить 400 миллиардов рублей. Разработка проектно-сметной документации для проекта может обойтись в 3,7 миллиарда рублей. Строительство магистрали при благоприятном стечении обстоятельств может быть завершено в 2018 году.