Повестка дня была более, чем насыщена - сенаторы рассмотрели 42 вопроса, не считая незапланированных выступлений, поздравлений и приветствий. Тем не менее, перед заседанием в воздухе носился запах праздника.
Члены "палаты мудрейших" (по версии Валентины Матвиенко) радовались, как школьники в последний учебный день. Лучезарное настроение сенаторов не смог нарушить даже ремонт здания, который бесцеремонно вторгся в быт законодателей. "Осенняя сессия пройдет в обновленном здании", - пообещала Валентина Матвиенко, открывая заседание.
Первым же решением сенаторы переназначили Вячеслава Лебедева на должность председателя Верховного суда РФ. "Когда мы обсуждали новый порядок формирования Совета Федерации, мы касались такого понятия, как безупречная репутация, - напомнил калужский сенатор Алексей Александров. - И биография, и профессиональная история Лебедева - это и есть безупречная репутация".
Вопросы, которые сенаторы адресовали назначенному главе ВС, были скорее консультативными - сомнений в том, что Вячеслав Лебедев будет переназначен, ни у кого не было.
Так, кандидат прокомментировал "криминализацию" статьи "Клевета": "Этого не надо бояться, - посоветовал Лебедев. - По этой статье 48% оправдательных приговоров, а 40% дел прекращены за отсутствием состава преступления, и только 9% осуждены".
Одним из ключевых вопросов заседания стало одобрение закона о ратификации протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению - то есть, вступлении в ВТО.
Проект презентовал ленинградский сенатор Андрей Молчанов. "Присоединение к ВТО станет определяющим фактором в международной интеграции России, - сообщил он. - Это решающий этап на пути модернизации и диверсификации экономики. Россия получит равные возможности доступа на мировые рынки. Улучшится инвестиционный климат. Никаких значительных негативных последствий не будет - возможные потери будут компенсироваться дополнительными доходами".
В числе перспективных мер по адаптации страны к новой экономической реальности Молчанов предложил диверсифицировать экономику моногородов, например, путем приватизации, не уточнив при этом, кто именно будет приватизировать заведомо убыточные предприятия-гиганты, которые сегодня существуют исключительно за счет госдотаций.
Молчанов напомнил, что Совет Федерации уже обсуждал вопрос вступления в ВТО в понедельник на расширенном заседании комитета. Предполагалось, что все самые важные вопросы уже заданы, а ответы получены.
Однако дискуссия продолжалась почти два часа - сенаторы, которые по каким-то причинам не ходили на заседание комитета, задавали вопросы "по второму кругу", а отвечал на них уже не "профильный" глава департамента торговых переговоров МЭР Максим Медведков, а министр Андрей Белоусов. Впрочем, некоторые вопросы в стенах сената еще не звучали.
Так, хабаровский сенатор Юрий Солонин поинтересовался, кто будет проверять выполнение обязательств, связанных со вступлением в ВТО, и каковы будут санкции, если страна их проигнорирует.
"В ВТО есть презумпция невиновности, - пояснил Белоусов. - Проверка и введение санкций в случае невыполнения обязательств - очень длинная бюрократическая процедура, которая занимает несколько лет. Инициатива исходит от бизнеса соседней страны. Если компания обнаружит, что РФ не выполняет обязательства, она может направить запрос в специальный орган ВТО, а дальше правительство РФ в течение нескольких месяцев должно провести консультации с компанией, потом начинаются споры в этом органе, которые идут 2-3 года. Если результат отрицательный, эта структура может направить предложение о выполнении обязательства. Если этого снова не происходит, могут быть применены ответные меры - страна, которая понесла ущерб, может ввести дополнительные пошлины, чтобы выровнять ситуацию".
В итоге закон был одобрен абсолютным большинством сенаторов при трех голосах "против". Как сообщил глава Минэкономразвития, Россия станет членом ВТО 1 сентября.