Это подтверждают результаты опроса, обнародованного исследовательским холдингом Ромир.
Как выяснили социологи, свыше половины горожан за последние два года проводили более или менее серьезный ремонт в своей квартире. Чаще, конечно, ремонт был сугубо "косметическим" (например, поклейка обоев), делался собственными силами, и затрачено на него было не больше 60 тысяч рублей. Но если вспомнить, какой хаос наводит в окружающем нас "микромире" даже такое "точечное" вмешательство, масштабы бедствия оценить несложно.
Причем следует заметить, что в опросе приняли участие "экономически активные" жители российских городов с населением от 100 тысяч человек и выше, люди в возрасте от 16 до 50 лет. А это означает, что ремонт затронул не только их самих, но и членов их семей - так что число "инвалидов и ветеранов ремонтных работ" можно смело умножать как минимум на два.
По данным опроса, сейчас 61% экономически активных работающих россиян проживает в квартирах, где проводился частичный или полный, косметический или капитальный ремонт совсем недавно - в пределах двух лет. Еще 34% опрошенных делали тот или иной вид ремонта от 2 до 5 лет назад. 17% участников опроса признались, что не делали ремонт в квартире очень давно либо не ничего не делали вообще. Чаще всего это мужчины и респонденты в возрасте до 25 лет.
Правда, проводившийся ремонт был чаще всего не только косметическим, но и частичным, то есть ремонту подвергалась лишь одна или несколько комнат (так сказали социологам 53%). На втором месте по популярности (21%) - ремонт капитальный, при этом опять же частичный (новые трубы, кардинальное переустройство ванной или кухни и т.п.). Таким образом, 74% ремонтирующихся граждан предпочитают делать ремонт своего жилища по частям - по мере накопления сил, средств и возможностей.
15% опрошенных ответили, что проводили полный косметический ремонт. И лишь 11% отремонтировавшихся похвастались комплексной, капитальной реконструкцией своего жилища.
В большинстве случаев ремонт проводится своими силами - такой ответ дали 67% участников опроса. Причем популярность "собственноручного" ремонта заметно падает в старшей возрастной группе (от 77% в возрасте до 25 лет до 61% в возрасте старше 45) и с ростом дохода респондентов. Кто бы сомневался! Опыт - сын ошибок трудных. Люди у нас, конечно, "рукастые", но голову на плечах тоже имеют и предпочитают поручать работу специально обученным профи.
Еще 27% инициаторов ремонта наняли частную ремонтную бригаду или мастера. И лишь 5% обратились в фирму, предоставляющую ремонтные услуги. Причем инициаторами обращения к профессионалам - неважно, частникам или официальным фирмам - чаще всего становятся женщины (37% против 27% у мужчин).
Больше половины (54%) проводивших ремонт российских горожан уложились в сумму в пределах 60 тысяч рублей. Однако в среднем сумма, которую, по подсчетам исследователей, потратили жители российских городов на ремонт, составляет около 106 тыс. руб. Умудрились втиснуть ремонтные расходы в сумму до 30 тысяч меньше трети россиян - 28%. Примерно каждый пятый (18%) "попал" на расходы от 60 до 100 тысяч. Трое из десяти купались сначала в строительной пыли, а потом в роскоши: ремонт стоил им от 100 до 300 тысяч и больше.
Наиболее популярными товарами для ремонта стали обои (их покупали 80%) и сопутствующие им клеи, универсальные и полезные при любом ремонте герметики и монтажные пены (59%), а также другие материалы для внутренних поверхностей - штукатурные и шпаклевочные смеси (57%), лакокрасочные материалы (51%).
Почти половина (49%) россиян покупали для ремонта в своем доме сантехнику, 42% - напольные покрытия, 41% - межкомнатные двери, 40% меняли окна или стеклопакеты. Пришлось выбирать разного рода электротовары 38 процентам опрошенных. 36% ломали голову и опустошали кошелек при выборе керамической облицовочной плитки. Что уж говорить о таких необходимых вещах, как гипсокартонные листы (31% испытал ни с чем не сравнимое удовольствие при их доставке к себе домой), пиломатериалы и так называемый "погонаж" (покупал каждый пятый) и прочая, и прочая, и прочая.
Чаще всего закупать товары для ремонта россияне предпочитали в специализированных магазинах (69%), на строительных рынках (37%) и в супермаркетах\мегамоллах (35%).
Впрочем, не так страшен ремонт, как о нем рассказывают. Как ни крути, это для нас всегда неиссякаемый источник знаний, навыков, эмоций и впечатлений, вечная тема для рассказов и похвальбы, да и вообще - "школа жизни и общения". Чего стоят хотя бы беседы с мастерами и продавцами на строительных рынках! Как обогащают словарь рядового обывателя все эти термины - саморезы, сгоны, штуцера, патрубки… Как сложно бывает непосвященному понять, что это вообще значит, когда тебе предлагают купить нечто модели "мама-мама" или "папа-папа", зачем водопроводному крану нужен "гусак" и откуда, черт возьми, берутся "метизы" (металлоизделия, надо же!) А потом, когда все это разнообразие уже дома не подходит по длине и ширине, не туда прикручено и не тем концом закреплено - насколько богатым и выразительным становится наш великий и могучий язык и как легко стирается грань между ним и наречиями республик бывшего СССР, на которых говорят приглашенные мастера…
Когда же вся эта строительная камасутра оказывается позади… а впрочем, позади она не оказывается никогда: ремонт по определению вечен и верно говорится, что закончить его нельзя - только прекратить.
Есть в нашей жизни хоть что-то стабильное и неизменное, грех этому не порадоваться.