Государство активно поддерживает инновационно-технологический бизнес в регионах. Важным инструментом этой деятельности являются институты развития, привлекающие инвестиции в сферу инноваций. Результаты уже сегодня весьма значительные: например, общий объем одобренных инвестиций Российской венчурной компании (РВК) за шесть лет ее существования перевалил за 10 млрд руб., только в 2011 году фондами проинвестировано 2,3 млрд руб. Участники программ РВК получают важные преимущества в развитии. Успешно работает и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, реализующий, в частности, программы "Умник" и "Старт".
Помимо этого, в России сегодня созданы необходимые правовые и экономические механизмы, способствующие развитию инновационно-технологического бизнеса, - это и квоты на науку для спецорганизаций, оказывающих компаниям помощь для осуществления НИОКР, и субсидии на инновационные разработки для молодых инновационных компаний, и другие практики.
На региональном уровне государственная поддержка малому и среднему бизнесу выражается прежде всего в субсидиях на приобретение оборудования, компенсации процентной ставки инновационных компаний. Власти предоставляют офисные площади для бизнес-инкубаторов, необходимое оборудование для производства образцов и моделей или для оказания услуг. Это хорошая практика для вовлечения в технологическое предпринимательство. Один из подобных примеров - это Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КРИТБИ), в котором сегодня состоят 83 резидента и около 150 тех, кто хотел бы принять в нем активное участие. Об эффективности механизма поддержки малых и средних форм предприятий с объемом капитализации до 1 млрд рублей - а выражается она в выделении государственных субсидий - говорят цифры: в том же Красноярском крае в 2011 году объем инновационной продукции вырос на 42% по сравнению с 2010 годом.
Более крупному бизнесу - промышленным паркам, технопаркам государство предоставляет инфраструктурную поддержку. Здесь уровень затрат соответствующий: например, создание бизнес-инкубатора, обеспечение его оборудованием обходится примерно в 200 млн для государства, а промышленный парк площадью 100 тыс. кв. м - уже значительно дороже. Чтобы запустить первый объект подобного парка, необходимо затратить около 1 млрд руб. Всю площадь парка будут занимать высокотехнологичные производства.
Однако одного лишь вливания денег в предприятия недостаточно. Важно совершенствовать и саму систему господдержки инновационно-технологического бизнеса.
Основные направления оптимизации этой сферы очевидны. Нужно совершенствовать госзаказ и Федеральную контрактную систему, этим активно занимается АИРР. Необходимо совершенствование нормативной базы. Нужно создавать условия для венчурного капитализма, создавать эффективные сети бизнес-ангелов. Например, в США сегодня бизнес-ангелы финансируют половину проектов в инновационно-технологической сфере, у нас - всего пару процентов таких проектов.
Регионы, безусловно, заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. Это ключевой вопрос развития экономики. Большие надежды в создании инновационной экосистемы в регионах я возлагаю на АИРР, в которую объединились территории, где активно развивается инновационный малый и средний бизнес. Вместе эти территории смогут добиться больших успехов, обмениваясь накопленным опытом, делясь находками и удачными решениями. А развитие инновационно-технологического бизнеса на уровне малых и средних инновационных компаний - это ключ к становлению конкурентоспособности экономики в целом.