25.07.2012 23:37
Поделиться

Власти Таджикистана начали переговоры с боевиками

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в среду отдал приказ силовым структурам прекратить боевые действия в Хороге. Там проводилась спецоперация по ликвидации боевиков вооруженной преступной группы, причастной к совершению десятков преступлений в республике, в том числе к убийству 21 июля 56-летнего генерала местной госбезопасности Абдулло Назарова. Силовики и боевики сели за стол переговоров, которые со стороны властей ведет лично министр обороны страны Шерали Хайруллоев.

Корреспондент "РГ" убедился в том, что события в республике нельзя сводить к простой схватке властей и наркомафии.

Зачистка началась во вторник утром в городе Хорог, административном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) на востоке страны в предгорьях Памира, где засела часть боевиков. В результате операция, поначалу позиционировавшаяся как "охота на наркодельцов, заказавших генерала", превратилась в настоящее сражение с хорошо мобильной и вооруженной, а главное, интернациональной исламистской группировкой.

Исходя из официальных данных, вырисовывается следующая картина. В ходе операции убито 30 экстремистов. В их числе один из бывших полевых командиров и "смотрящий за Горным Бадахшаном" Едгор Шомусаламов. Задержано еще 40 членов группировки, которая, по данным местных контрразведчиков, была причастна к контрабанде наркотиков, табачных изделий и драгоценных камней, а также ряду тяжких преступлений. Правительственные войска также понесли потери: убиты, по официальным данным, 12 человек, еще 23 силовика получили ранения различной степени тяжести.

Впрочем, проведенной на "отлично" спецоперацию назвать никак нельзя. В силу того, что главарю взятой в кольцо банды, бывшему заместителю начальника Ишкашимского пограничного отряда Толибу Айембекову, удалось бежать за пределы Таджикистана. Кстати, в числе погибших значится его сын, которого власти официально признали виновным в убийстве генерала Назарова. Бросается в глаза тот факт, что костяк группировки составляла "спайка" уволенных пограничников и экс-полевых командиров оппозиции. Первые по роду деятельности хорошо знали все тайные тропы, вторые имели подготовленных бойцов. В итоге они быстро освоились на прибыльном контрабандном рынке, вовлекая в преступный бизнес население беднейших горных районов, которое, мягко говоря, не питает особых симпатий по отношению к официальному Душанбе.

Цифры потерь, которые в свою очередь приводят западные СМИ, разительно отличаются от официальных. Так, Би-би-си, ссылаясь на очевидцев событий, говорит о двух сотнях погибших, в том числе больших потерях среди таджикских военных, которых якобы десятками доставляют в столичные клиники. Впрочем, проверить такую информацию на предмет достоверности не представляется возможным ввиду отсутствия телефонной связи с Хорогом.

МИД России в среду выразил уверенность, что таджикские власти приложат усилия для обеспечения безопасности россиян, которые могли оказаться в зоне проведения спецоперации.

Анализируя события на Памире, нельзя не отметить такой факт: среди задержанных оказалось восемь граждан Афганистана, личности которых еще предстоит выяснить. Однако не исключено, что среди них были не просто рядовые криминальные бойцы, а террористы, причастные к деятельности "Талибана" и "Аль-Каиды" в сопредельных странах. В таком случае, по оценкам экспертов, необходимо вести речь не просто о противодействии "наркодельцам", а о попытках властей поставить заслон радикальным террористическим движениям, которые хотят "исламизировать" азиатские страны постсоветского пространства. Понимая всю серьезность возможных последствий деятельности экстремистов, силовики выдвинули ультиматум жителям некоторых районов Горного Бадахшана выдать укрывающихся боевиков. По данным местных интернет-ресурсов, сейчас в горах может находиться до 200 боевиков. Среди этнических памирцев эти требования, впрочем, вызвали негативную реакцию. Они оценили действия властей как "неправомерную акцию устрашения".

Между тем операция силовиков привела к обострению политической ситуации в стране. Социал-демократическая и Исламская партии Таджикистана назвали решение о проведении операции "не чем иным как силовой акцией против населения, а не криминальных элементов". Они требуют организации гуманитарного коридора для раненых жителей. Наблюдатели не исключают скорого возвращения "для мести" Толиба Айембекова. На этот раз с новыми "штыками".