Первый электронный аукцион, где будут выставлены на продажу еврощиты, городские власти запланировали на 23 августа, на следующий день с молотка уйдут не менее лакомые "ситиборды". К августу торги подвели не случайно. Дело в том, что в конце лета 2012 года у 98 процентов компаний заканчивается разрешение на конструкции, которые по закону выдаются сроком на пять лет.
Какие перемены грядут на этом рынке, корреспонденту "РГ" рассказала начальник управления наружной рекламы и информации Казани Ирина Дябилкина.
Ирина Витальевна, город лишает рекламщиков самых привлекательных мест в центре города, а что предлагает взамен?
Ирина Дябилкина: Ограничения на размещение крупноформатной рекламы в исторической части Казани (определена в границах: площадь Тысячелетия - улицы Лево-Булачная - Татарстан - Салимжанова - Эсперанто - Вишневского - Ершова - Карла Маркса и Батурина) городские власти наложили еще в 2006 году. И с того момента мы не выдали ни одного разрешения на размещение крупных конструкций в пределах этой зоны.
Нельзя сказать, что центр города совсем останется без рекламы, просто на смену еврощитам придут другие менее крупные конструкции, площадь информационного поля которых не будет превышать 10 кв. метров и которые будут вмещать в себя как можно больше рекламных изображений, к примеру, призматроны и роллеры.
Как вы полагаете, стоит ли ожидать роста цен на наружную рекламу?
Ирина Дябилкина: Я не думаю, что они резко вырастут. Если компании перепишут прайсы в сторону увеличения, рекламодатели могут переключиться на другие виды рекламы, например в СМИ, радио, телевидение.
Вы строили прогнозы, много ли из местных игроков останутся на этом рынке?
Ирина Дябилкина: Мы проводили анализ ситуации в других городах и увидели, что после преобразований на этот рынок вышли непрофильные игроки. Делать прогноз, как сложится ситуация в Казани, сейчас просто невозможно. В данный момент размещением рекламы на еврощитах занимается пятнадцать компаний, увеличится их число или уменьшится, мы узнаем после того, как закончатся торги. Могу добавить только, что большой интерес к нашему рынку наблюдается со стороны рекламных компаний из других городов России.
Вы объявили уже третий пробный аукцион. Что показали предыдущие торги?
Ирина Дябилкина: Так как мы впервые торгуем на электронной площадке, то технологию работы на ней нужно было изучить не только нам, но и самим рекламным фирмам. В ходе работы возникло много вопросов, и мы решили отработать механизм до совершенства, чтобы в дальнейшем исключить в работе электронных торгов человеческий фактор и избежать технических ошибок.
Для нас было важно, как долго длится этот процесс. И мы отметили, что при вялотекущих торгах на увеличение цены в полтора раза уходит больше часа. Это позволило нам рассчитать, сколько лотов можно выставлять на торги за один день.
К началу тестовых торгов не все рекламные фирмы успели получить электронную подпись и аккредитоваться на площадке, так что это тоже послужило причиной для повторных пробных аукционов.
Как будут проходить торги?
Ирина Дябилкина: Типовыми конструкциями мы торгуем раз в пять лет. На аукцион будут выставлены щиты 3х6, суперсайты, суперборды - 5х12м, 5х15м и ситиборды 2,7х 3,7м, пилоны и пилларсы. Всего более 180 лотов. С молотка в этом году должно уйти 1327 конструкции, а это 98% всей рекламной Казани.
Есть ли у компаний, работающих на данном рынке, преимущественное право выкупить ранее принадлежавшие им места?
Ирина Дябилкина: Законодательство в настоящее время не предусматривает таких преференций.
Из чего складывается цена лотов?
Ирина Дябилкина: Руководителем исполкома утверждены стартовые цены. Они зависят от престижности места размещения. В зависимости от этого складывается стартовая цена. У нас три зоны престижности: в первую попадает 10% конструкций, во вторую - 60%, все остальное - в третью. Начальная цена лота из 90 конструкций - 11 миллионов рублей, 60 - 7,3 миллиона, 40 - от 4,5 миллиона, 20 - от 2,2 миллиона.
Сколько аукционов пройдет до конца года?
Ирина Дябилкина: Мы планируем провести более 180 аукционов. Если начнем торговать с августа, торги пойдут сплошным потоком.
Во сколько раз может вырасти стоимость лотов?
Ирина Дябилкина: Пробные торги показали, как минимум в полтора раза.
Это по карману местным рекламщикам?
Ирина Дябилкина: Я не отрицаю, что местным игрокам будет сложно. Им придется либо объединять свои усилия, либо привлекать в соучредители инвесторов, либо привлекать заемные средства.
Изменятся ли условия договоров?
Ирина Дябилкина: Мы внесли существенные коррективы. Так, старые правила предусматривали перенос конструкций, новые - предполагают компенсацию, которая будет включать и упущенную выгоду. До сих пор в нашей стране так никто не работал.
Расскажите, пожалуйста, о механизмах "перезагрузки" рынка: как вы планируете избежать вала работы, когда многие компании будут одновременно оформлять документы, демонтировать старые и монтировать новые конструкции?
Ирина Дябилкина: Победителю торгов дается три месяца на заключение договора и оформление пакета документов. И так как торги будут идти три месяца, мы постараемся нагрузку распределить. Все сотрудники нашего управления заранее сходили в отпуск, да и рекламные компании готовятся к этой ситуации.
Не возникнет ли в связи с этим паузы для рекламодателей?
Ирина Дябилкина: Все будет зависеть от того, как слаженно сработает исполком совместно с рекламными фирмами.