Сейчас они разъехались по районам края, чтобы научить людей пользоваться инфоматами и разъяснять принцип работы электронного правительства.
ВУЗ в помощь
С июля в регионе заработал принцип "одного окна". Новая услуга должна отправить в прошлое бесконечные очереди за справками и беготню по разным кабинетам - отныне ведомства сами будут запрашивать необходимые сведения друг у друга. Человеку же просто достаточно придти в многофункциональный центр или нужную инстанцию и предоставить необходимые документы так называемого личного хранения - паспорт, водительские права, диплом об образовании… Красноярцы технику работы с госуслугами освоили уже хорошо. Но чем дальше от краевого центра, тем больше вопросов возникает у местных жителей.
"Кому лучше знать об интернет-технологиях, как не молодежи?" - подумали в министерстве информатизации и связи Красноярского края и обратились за помощью к руководству Сибирского Федерального университета. Там идею сразу же восприняли на "ура" и сформировали несколько групп из студентов, согласившихся во время своей учебной практики буквально "на пальцах" растолковать жителям региона смысл понятия "электронное правительство".
Первая группа студентов уже выехала в районы. За каждым из них закреплен куратор от местной администрации. На первом этапе проектом будут охвачены Ачинск, Дивногорск, Сосновоборск, Железногорск, Лесосибирск, Канск, Минусинск и Назарово.
Работа в ИТ-бригадах пойдет в зачет практики студентов, ведь все они обучаются по техническим специальностям. А с осени к проекту, по словам чиновников, присоединятся учащиеся красноярского техникума информатики и вычислительной техники.
С чем едят инфомат
Дивногорск, серое четырехэтажное здание городской администрации. Именно здесь, в холле на первом этаже, установили один из информационных терминалов нового поколения - так называемых инфоматов. Всего городу досталось десять терминалов. Шесть работают в самом Дивногорске, еще четыре поставили в близлежащих поселках. Установлены они в администрациях, библиотеках, ДК, магазинах, больницах, управляющих компаниях - то есть там, где "кипит" общественная жизнь.
- А вы знаете, что на территории края работают уже 166 инфоматов, причем первый поставили в поселке Кульчек Новоселовского района, где вообще сроду не было доступа к сети Интернет? - с ходу обрушивает на нас сведения "прикомандированный" к Дивногорску студент СФУ Виктор Липатов, только что закончивший третий курс института космических и информационных технологий.
Правда, тут же признается:
- Если честно, я и сам до этого не очень-то знал, что такое инфомат и для чего он нужен. А тут позвали в деканат, спросили: "Хочешь пройти практику по месту жительства?" Я сказал: "Конечно, хочу". Родом я из Дивногорска, сюда и отправили. После соответствующего обучения, разумеется.
Сейчас Виктор считает себя достаточно "подкованным" и в практических, и в теоретических вопросах.
- Инфомат - это, по сути, тот же компьютер с доступом в интернет, - поясняет он. - Для людей, у которых дома нет доступа к сети, он очень полезен. Можно, к примеру, проверить, насколько рассчитанная специалистами стоимость услуг ЖКХ совпадает с той, что вам присылает управляющая компания. Посмотреть афишу и забронировать билеты в кино и театр. Записаться на прием к врачу. Узнать свой ИНН. Подать декларацию в налоговую инспекцию. Даже зайти на сайт "Российской газеты"!
И действительно: пара нажатий - и на большом экране появляется свежий номер газеты. Читай на здоровье!
Вопросы и ответы
По словам куратора Виктора - замглавы Дивногорска Маргариты Мельниковой - больше всего по душе жителям города пришлась новинка под названием "веб-регистратура":
- Сами понимаете, чтобы "вживую" записаться на прием к врачу, надо очередь отстоять. Если по телефону - до регистратуры бывает нелегко дозвониться. А тут подошел, пару кнопок нажал - и талончик у тебя на руках! Точно так же через инфомат можно решить вопрос с нужным тебе чиновником - и не сидеть у него перед кабинетом, ожидая "часов приема граждан". Разумеется, личных встреч никто отменять не собирается, но сколько проблем можно решить теперь и через интернет!
Подходят горожане и с другими вопросами.
- Мне нужно отправить декларацию в налоговую инспекцию. На флешке она у меня есть, можно ли через инфомат ее налоговикам сбросить? - спрашивает у Виктора женщина средних лет, представившаяся Верой.
- Таааак… Давайте посмотрим. Выбираем "электронные услуги ФНС", заходим в "подачу электронных документов на госрегистрацию", - увлеченно "колдует" с экраном студент.
Появляется надпись: "Сервис недоступен".
- Хм, сбой какой-то… Еще вчера все работало, - чешет в затылке Виктор.
Вторую просьбу Веры - с помощью инфомата узнать ее ИНН - он выполняет буквально за пару минут. То же самое - с данными ее страхового полиса. "Ну надо же! И до нас прогресс добрался!" - качает женщина головой.
Прогресс необратим
Как говорят студент и его куратор, особого наплыва "жаждущих знаний" пока нет. Сибиряки люди такие - все новое поначалу принимают с недоверием.
- Ох, да не нужно мне никаких ваших "фаматов", - бормочет пенсионерка, на наших глазах огибая по широкой дуге инфомат.
Останавливается дедушка. Но только для того, чтобы пожаловаться, как трудно ему восстанавливать документы, потерянные два года назад. "Ходишь по этим кабинетам, ходишь, собираешь бумажки, собираешь…" - огорченно бормочет старик.
За день к сверкающему красной краской терминалу подходит человек десять. Во всяком случае, очередь у стоящего рядом банкомата гораздо больше. Вопросы любопытствующих стандартны: "Что это такое? Зачем он нужен?" И снова, уже который раз за день, Виктор пускается в объяснения.
- Обкатка идет нормально, - говорит он нам. - Надо, чтобы как можно больше людей почувствовали себя в сфере электронных услуг "своими". Ведь не за горами появление УЭК - универсальной электронной карты, своего рода электронного паспорта человека. Там будет все: медицинский полис, социальная карта, студенческий билет, права, пенсионное удостоверение… Хочешь не хочешь, а учиться пользоваться картой придется - прогресс ведь назад не повернешь.
Министр информатизации и связи Красноярского края Алексей Туров:
Все набранные в ИТ-бригады студенты прошли необходимое обучение в министерстве и сдали зачет на знание федерального законодательства, функционала инфоматов электронного правительства, принципа "одного окна", а также продемонстрировали умение работать с порталом госуслуг . Уже больше года бригады студентов успешно обучают у нас пенсионеров компьютерной грамотности. Принцип создаваемых ИТ-бригад, по сути, тот же. Замечу, что студенты будут направлены по месту своего жительства в крае. Это удобно и дополнительно мотивирует на вступление в ИТ-бригаду.