По данным "РГ", региональные управления Федеральной службы исполнения наказаний России уже получили грозную телеграмму. В ней говорится, что в связи с рассмотрением в правительстве страны вопроса об оптимизации численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, приказано прекратить до особого распоряжения набор на вакантные должности.
Исключение составляют подразделения особой тюремной важности: оперативно-режимные службы, охрана и конвой, отряды спецназа. Туда еще берут. Но, понятно, не каждого.
Также распоряжение не касается выпускников вузов ФСИН, для них места найдут. Остальным приказано ждать. Как сообщили "РГ" неофициальные источники, новый директор Федеральной службы исполнения наказаний России Геннадий Корниенко начал большую проверку доставшегося ему хозяйства. Подключилась к работе Счетная палата России и Контрольно-ревизионное управление. По некоторым данным, проверки идут тотальные.
А пока, как сообщают источники, приостановлена даже закупка электронных браслетов - одного из самых громких и популярных проектов тюремного ведомства. Надо разобраться.
Сами электронные конвоиры хороши, вряд ли кто-то думает всерьез от них отказываться. Но расходы на них должны быть разумными. Сейчас проверяющие разбираются, не было ли каких нарушений при закупках электронных браслетов, а также в других хозяйственных вопросах. В связи с этим некоторые тыловики, как рассказывают источники "РГ", близки к панике. Вполне возможно, мы еще услышим об уголовных делах по результатам проверок.
Как бы то ни было, источники "РГ" хорошо отзываются о новом руководителе тюремного ведомства: опытный руководитель, высокий профессионал. Сейчас ему предстоит решать непростые вопросы. Не исключено, что будут подкорректированы и нюансы тюремной реформы. Но главное направление должно сохраниться.
Что касается кадрового вопроса, здесь есть несколько предложений. Ведомство уже несколько лет обсуждает идею снять погоны с некоторых сотрудников. В числе кандидатов в гражданские - воспитатели, психологи, медики. Как рассказывают сотрудники ведомства, в некоторых подразделениях так называемая "разаттестация" (когда должность становится чисто гражданской и погоны долой) уже прошла. Например, в отдельных учреждениях гражданскими стали отделы спецучета: погоны носит только начальник.
У такого подхода есть плюсы и минусы. Противники идеи считают, что в отдаленных казенных домах трудно будет набрать людей на гражданские должности: зарплата-то ведь мизерная. Если бы ее подняли, другое дело. А так останутся на первых порах только пенсионеры. Когда они уйдут, кто их заменит? Работы же на гражданском посту не убавляется, точно также приходится трудиться сверхурочно и порой без выходных.
Сторонники предложения считают, что вполне можно снять погоны с тех сотрудников, кто не сталкивается непосредственно с арестантами. Однако, например, воспитатели и психологи как раз постоянно общаются с заключенными. Тем не менее, эти должности тоже ходят в кандидатах на снятие погон.
Обсуждается сейчас и проект введения новых должностных окладов. Пока никакой официальной информации нет. Неофициально же многие эксперты увязывают повышение окладов с необходимостью некоторого сокращения штатов. Проблема только в том, кого оставят. Одно дело, убрать незначительные должности в штабах, другое - резать, что называется, по живому.
Если говорить начистоту, во многих ведомствах сокращения часто проходили именно по-живому. Ведь кто готовит проекты? Штабные работники. Стремятся ли они сокращать себя? Однако есть надежды, что сейчас в тюремном ведомстве все пройдет по иному, и штаты будут именно оптимизированы, а не порезаны.
Кстати, интересно, недавно минюст провел общественное обсуждение проекта приказа, также вносящего некоторые поправки в систему денежного довольствия. Например, предлагается ввести надбавку за вредность персоналу казенных домов, а также повысить на 20 процентов оклады тюремных спецназовцев.
Дословно, предлагаемая новация звучит так. Доплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливаются: "за несение службы во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда в зависимости от класса условий труда по результатам аттестации рабочих мест - в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Минимальный размер указанной доплаты составляет 4 процента должностного оклада". Подчеркнем, 4 процента - минимум.
А чтобы деньги, в том числе за вредное производство, получали достойные и честные сотрудники, в тюремном ведомстве расширяют применение детекторов лжи. Как рассказал недавно Начальник отдела собственной безопасности УФСИН России по Владимирской области Александр Морозов, проверка на полиграфе - дело добровольное, но отказ от его прохождения учитывается при принятии решения о назначении руководителя на должность. До сих пор от процедуры проверки в регионе никто не отказывался.