- Мы говорили об этом еще в прошлом году, когда на территории региона возникли первые очаги заболевания, - сообщил он в ходе пресс-конференции для местных СМИ. - Здесь разрушена система утилизации биологических отходов в сельских поселениях. В итоге, пораженные АЧС трупы животных выбрасываются в дикую природу, там инфекцию подхватывают дикие кабаны, которые заражают домашних свиней, и так до бесконечности.
В настоящее время весь север и северо-восток Тверской области охвачен очагами "африканки" (так называют африканскую чуму свиней тверские ветеринары). К 27 июля их выявлено уже около сорока. Пробы из туш павших свиней и кабанов продолжают поступать, и специалисты ожидают новых вспышек. Но самые разрушительные последствия АЧС - не для биологии, а для экономики. Под угрозой сейчас находится весь сельский уклад жизни в Тверской области, все источники существования селян, все инвестиции в тверское село. Страдает вся технологическая цепочка. В результате эпизоотии регион оказался в зоне рискованного животноводства на ближайшие несколько лет.
Самой крупной потерей для тверского свиноводства стал племзавод "Заволжский", где в ближайшие 5-10 дней санитарному убою подвергнут 33 тысячи свиней из имеющихся 120 тысяч. Еще 13 тысяч будет уничтожено только потому, что их негде содержать. Судьба остальных находится под вопросом, но вероятность того, что и их отправят "на костер" весьма велика. Ответ на вопрос, как вирус АЧС проник на территорию предприятия, имеющего несколько степеней защиты от инфекции, три дня искали Следственный комитет, прокуратура, федеральная комиссия Россельхознадзора и другие ведомства. Заместитель Сергея Данкверта Николай Власов на пресс-конференции приоткрыл результаты расследования:
- Занос инфекции произошел из населенного пункта, которым "обросло" предприятие, построенное в 1964 году. Это самая крупная единовременная потеря для российского свиноводства за все пять лет, что АЧС находится в России.
Также на пресс-конференции руководство Россельхознадзора подвергло жесткой критике региональные и муниципальные власти - за бездействие:
- Мы приехали на "Заволжский", где сейчас уже введен карантин, и что же мы видим: областных властей нет, районных властей нет, - прокомментировал Сергей Данкверт посещение племзавода.- Уровень менеджмента здесь не соответствует размаху производственной деятельности. В заборе - дыра, откуда беспрепятственно выносят комбикорма. Между тем, чрезвычайную комиссию по АЧС надо было собирать еще тогда, когда было только подозрение на распространение инфекции в регионе.
Также глава Россельхознадзора покритиковал местных журналистов, задавших вопрос о том, будет ли введен режим чрезвычайного положения:
- Я промониторил тверскую прессу и увидел, что у вас все хорошо, так о каком режиме ЧП можно тогда говорить? - заметил он. - Кроме памяток о том, как себя вести в случае инфекции, да предложений обращаться к ветеринарам в случае подозрений, у вас в СМИ нет ничего.
В ходе своей поездки в Тверскую область Сергей Данкверт провел межрегиональное межведомственное совещание по вопросам противодействия и борьбы с "африканкой" в Российской Федерации. Ситуация у нас такова, что обеспокоенность уже проявляют Европа, США и Канада.
- Вирус переносится вместе с любым источником, и последствия могут быть катастрофическими, - резюмировал в ходе пресс-конференции руководитель Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
По результатам совещания руководство Россельхознадзора приняло решение обратиться к главе Минсельхоза РФ Николаю Федорову и к полпреду президента в Центральном федеральном округе Александру Беглову с предложением провести специализированное совещание с участием губернаторов регионов. Кроме того, необходимо внести изменения в федеральное законодательство в части ужесточения правил содержания животных в личных подсобных хозяйствах. Также на встрече в Твери поднимался вопрос об укреплении ветеринарных служб регионов. Сейчас поставки продукции (в частности, в Тверской области) неподконтрольны госветслужбе, поскольку она "слишком фрагментирована". Сама служба финансируется по остаточному принципу, в результате нет директивного исполнения санитарно-ветеринарных указаний. И, безусловно, нужно воссоздать систему утилизации биоотходов в сельской местности.
- Все эти вопросы необходимо решить, - подвел черту Сергей Данкверт. - Ситуация такова, что требуется вмешательство государства.