Исследование: В нашей стране стали лучше разбираться в вопросах ЖКХ

Традиционный вид проведения досуга в России летом, шесть букв? "Отпуск" - ответ приятный, но неточный. "Ремонт" - ответ менее радостный, но куда более распространенный. Стоит ли удивляться, что в летнюю пору россияне гораздо чаще и с гораздо большим профессионализмом рассуждают на темы ЖКХ и всего, что с "коммуналкой" связано?

Эту закономерность подметили и социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обнародовавшие с интервалом в несколько недель итоги своих опросов на тему ЖКХ.

Выяснилось, правда, что знают россияне о реформе ЖКХ несколько больше, чем прежде, однако принять в ней активное участие явно не спешат. Максимум, на что их хватает, - установить в квартирах энергосберегающие лампы и различные счетчики.

Как подсчитали социологи, информированность россиян о проводимой в стране реформе ЖКХ за месяц несколько выросла с 62% до 64%. Лучше разбираться в этом вопросе стали респонденты старше 35 лет (с 65-67% до 71-72%), а также опрошенные с не особенно высоким уровнем образования (с 49% до 58%) или живущие в селах и городах с менее чем 100-тысячным населением (с 57% до 68%).

Уровень личного участия граждан в реформе ЖКХ по сравнению с маем 2012 года вырос с 56% до 59% респондентов. В основном это выражалось в том, что они стали чаще устанавливать в своих квартирах энергосберегающие лампы и электрические приборы (30% в мае и 33% - в июне 2012 г.).

С мая по июнь 2012 года возросло число наших сограждан, интересующихся тем, как контролировать деятельность управляющей компании: с 21% до 25%. Также немного увеличилась доля тех, кого волнует проблема сокращения расходов на жилищно-коммунальные услуги (57% в мае против 59% в июне 2012 года). Остальные вопросы, связанные с ЖКХ, по-прежнему волнуют не более чем 12% опрошенных. Почти половина (47%) признались социологам, что никакого участия в реформе они лично не принимали - счетчики не ставили, двор не благоустраивали, работой управляющей компании не интересовались.

В целом же, как отмечают социологи ВЦИОМ, по сравнению с прошлым годом уровень информированности граждан РФ о реформе ЖКХ почти не изменился - в той или иной степени о ней осведомлены почти две трети россиян (62-66% в 2011-2012 гг.). Лучше других в этих вопросах ориентируются россияне 35-59 лет (73-76%), а также высокообразованные (70%) и обеспеченные (71%) респонденты. Максимальные показатели информированности зафиксированы в Москве и Санкт-Петербурге (77%).

Женщины активнее, чем мужчины, принимают в реформе посильное личное участие (56% против 49% соответственно). В первую очередь это касается установки приборов счета воды (34% против 30% соответственно), благоустройства придомовой территории (15% против 10% соответственно). Также наблюдается более активное включение в реформу высокообразованных россиян (64% против 37% среди малообразованных). Гораздо более сознательными проявляют себя жители мегаполисов - москвичи и петербуржцы (76% против 52-54% среди жителей небольших городов).

В той или иной степени о своей управляющей компании информированы 54% опрошенных россиян. В основном это респонденты старше 25 лет (55-88%), жители Северо-Западного (72%), Центрального (62%) федеральных округов. Организационную форму своей управляющей компании и ее название знают более четверти опрошенных россиян (28%). Лучше остальных осведомлены россияне старше 25 лет (29-32%), обеспеченные респонденты (29-33%) и жители крупных городов (35%).

46% опрошенных пока что плохо информированы об управляющей компании, которая обслуживает их дом (46%) - в основном это молодежь (64%), респонденты с низким уровнем образования (57-62%).

Самая востребованная информация по теме реформы ЖКХ сегодня - как снизить счета за жилищно-коммунальные услуги: узнать о том, как платить меньше, хотят 57% россиян. Пятая часть опрошенных интересуется, как контролировать деятельность управляющей компании (21%). Остальные вопросы волнуют не более чем 10% опрошенных.

Наибольшую потребность в информации о направлениях реформы ЖКХ демонстрируют респонденты в возрасте от 25 до 59 лет (73-77%), высокообразованные (76-77%) и жители крупных городов (81-83%), Центрального (80%), Северо-Западного (78%) и Приволжского (78%) округов.

Что касается вопроса о расходах на капитальный ремонт общего имущества дома, то здесь мнения респондентов разделились. Половина россиян (51%) считает, что государство должно оплачивать расходы по капитальному ремонту общего имущества дома. Ещё треть (33%) считают, что оплату должны проводить собственники, но не без участия государства. Только 7% считают оплату таких расходов прямой обязанностью собственников. Рост числа тех, кто поддерживает государственное участие в этом вопросе, наиболее заметен в Уральском, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Скорее всего, предполагают социологи, здесь сказались проводимые в этих регионах информационные кампании (ничто другое вроде бы не менялось).

Сторонники первой позиции - жители Северо-Кавказского ФО (55%), что во многом объясняется спецификой государственной политики субсидирования в регионе, а также пожилые (48%) и малообразованные (48%) респонденты. Нести расходы совместно с государством - оптимальный вариант для жителей Уральского ФО (46%), Северо-Западного ФО (39%), 25-44-летних россиян (34-38%) и респондентов со средним специальным и более высоким уровнем образования (33-38%). Полностью оплачивать капитальный ремонт общего имущества дома готовы в основном жители Южного ФО (26%), что обусловлено высокой долей частного жилья в регионе.

ОПРОС "РГ"