Испытания показали: полученные данные соответствуют расчетным. И они будут использованы при дальнейшем проектировании. А на очереди другие эксперименты: аэродинамикам ЦАГИ предстоит определить характеристики будущего лайнера при взлете и посадке. Включая влияние близости земли.
Эта машина только-только зарождается. Далеко еще даже до "пеленок". Но российские эксперты убеждены: если все получится, то может случиться "маленькая революция" в самолетостроении. Почему?
Самолет "Фрегат Экоджет" - представитель нового поколения широкофюзеляжных пассажирских воздушных судов, предназначенных для полетов до 4500 км. То есть на маршрутах ближней и средней дальности. Его основная фишка: фюзеляж имеет не традиционно круглую форму, а в виде горизонтального эллипса. По мнению разработчиков из Российского авиационного консорциума, это оптимально, чтобы при минимальных габаритах самолета разместить 300-350 пассажиров в трех салонах с тремя главными проходами.
Для создания необходимой подъемной силы применено крыло с большой относительной толщиной. Как рассказывают создатели "Фрегата Экоджет", они использовали то, что было при разработке прототипа самолета интегральной схемы ИС-1, крыло которого представляло единое целое с фюзеляжем. Ранее конструкции такого типа никогда не выпускались. Поэтому их испытания в аэродинамических трубах должны подтвердить или опровергнуть саму идею новаций.
Надо сказать, что эллиптический фюзеляж прилично меняет аэродинамику самолета, а значит, и его экономические характеристики. Так, по словам создателей "Фрегата Экоджет", стоимость пассажиро-километра может быть уменьшена на 25-30 процентов по сравнению с тем, что есть сейчас.
Разработчики поясняют: принципиальное отличие новой схемы в том, что пол эллиптического фюзеляжа должен быть силовым. И именно это требует новых расчетов и исследований. Меняется и компоновка, поскольку объем фюзеляжа позволяет разместить все системы самолета на нижней палубе.
В ЦАГИ подчеркивают, что интегральные показатели эффективности семейства "Фрегат Экоджет" на 15-20 процентов будут превосходить достигнутый на сегодня уровень гражданской авиационной техники. Эллиптический фюзеляж вообще сделает самолет гораздо меньше и легче по сравнению с существующими сегодня конкурентами: "Фрегат Экоджет" будет на 30 процентов короче и на 80 тонн легче, чем Ил-86 или Airbus A-300. Причем заявленные цифры могут быть еще внушительнее за счет применения композитов.
Что сказать на это? России стало крайне трудно конкурировать с мировыми авиастроительными гигантами по основным гражданским направлениям. Это, увы, реальность. Поэтому уже хорошо, что конструкторы нового самолета сделали акцент именно на аэродинамику и планер самолета. На то, в чем традиционно сильна российская самолетостроительная наука.
Новый самолет - это "нишевый" продукт с точки зрения современного рынка пассажирских авиаперевозок. Проект сфокусирован на сегмент перевозок дальностью до 3000-4000 км, где может быть эффективно использование "широкофюзеляжников". По статистике, российские авиакомпании на расстояниях до 3500 км перевозят примерно 80 процентов своего пассажиропотока.
Почему новый самолет сравнивают с Ил-86 и A-300? Похожие характеристики. A-300 в свое время стал прорывным продуктом для европейского авиапрома, который позволил потеснить американские "боинги". Что касается Ил-86, то в нашей стране их выпустили всего 111 единиц. И, по мнению экспертов, потенциал этой машины во многом остался нереализованным из-за прекращения работ по ее модернизации и развитию. Кстати, именно Ил-86 сыграл когда-то ключевую роль в формировании сначала "челночного", а потом и чартерного туристического рынка. Самолет этот еще летает, но его роль и экономическая эффективность сходят на нет.
Еще деталь: и Ил-86, и A-300 больше не выпускаются серийно.Судя по отзывам самых серьезных аналитиков, в технической реализуемости проекта серьезных сомнений нет. Но, естественно, возникают вопросы финансирования и наличия спроса со стороны авиаперевозчиков. Решить их можно, только имея на руках определенное виртуальное "лицо" самолета. С вариантами комплектации, гарантированной схемой производственной кооперации и экономическим обоснованием эффективности эксплуатации.
Впрочем, мировой опыт показывает: авиакомпании давно привыкли заключать контракты, не приобретая самолеты "вживую". Достаточно вспомнить МС-21.
Конечно, никто не берется гарантировать, что в данном случае все пройдет без проблем. И что вообще проект состоится. Но если "да", то, по мнению многих, российский авиапром сможет занять на рынке производства гражданских самолетов такую же позицию, которую занимает на рынка производства военной авиатехники.
Справка "РГ"
Базовая версия самолета со взлетным весом 129 т рассчитывается на 302 пассажира и дальность полета 3500 км с крейсерской скоростью 0,8М. Аэродинамическое качество самолета составляет 17,5, удельный расход топлива - 15 г/пкм. По данным IATA Consulting , потенциальный рыночный спрос на "Фрегат Экоджет" оценен в 650 самолетов до 2030 года.