Управление минкультуры по УрФО вступилось за Поросенков Лог

Уральское управление минкультуры по УрФО обратилось к уральскому полпреду с просьбой о поддержке. Представителя президента призывают повлиять на отношение руководства Свердловской области к Поросенкову Логу под Екатеринбургом, где в 1991 году обнаружили останки семьи последнего российского императора Николая Романова, впоследствии захороненные в Романовской усыпальнице Петропавловского собора.

Сейчас в Поросенковом Логу - болото болотом, приписанное к облминприроды. Покосившийся крест - и тот выдернули и забросили в кусты. А в следующем году династии Романовых исполнится 400 лет, что подразумевает неизбежный наплыв туристов...

В управлении считают, что в Свердловской области охрана памятников культуры налажена из рук вон плохо - в отличие от соседних регионов. В области, как ни смешно, был зарегистрирован законным порядком лишь один-единственный памятник на всей территории - это Пассаж в Екатеринбурге. И тот, как известно, был фактически снесен, несмотря на возмущение специалистов и жителей.

Об "особенном" отношении Среднего Урала к сохранению памятников истории "РГ" рассказал руководитель Управления минкультуры России по УрФО Сергей Исачкин:

- В Свердловской области охрана памятников в загоне и, я бы сказал, в агонии. Сейчас охранные полномочия от минкультуры передают министерству по управлению госимуществом, и невозможно предугадать, во что выльется эта ситуация (в России я знаю единственный подобный пример - в Костромской области полномочия по охране, использованию, популяризации памятников выполняет департамент имущественных и земельных отношений). Уже несколько лет работа свердловского управления по охране памятников нами признается неудовлетворительной, не соответствующей законодательству: не ведется мониторинг, регистрация в госреестре, археология в бессовестном состоянии...

А, например, рядом, в Ханты-Мансийском автономном округе кардинально другое отношение. Недавно органы пожнадзора потребовали от муниципалитета Сургутского района (поселение Барсово) сделать противопожарные полосы, в том числе и по территории археологического памятника Барсова гора. Муниципалитет отказался, ссылаясь на законодательство об охране природы и охране объектов культурного наследия. И орган охраны памятников края сейчас бьется за сохранность памятника и за муниципалитет, который пытаются оштрафовать в рамках административного надзорного производства.

В ХМАО все четко поставлено на контроль в соответствии с законом. На Курганскую область, где сплошная археология, тоже приятно посмотреть: никаких нарушений, четкий контроль за состоянием памятников, работы по их сохранению - все ясно и конкретно.

Другой пример. В Тюменской области строительство ведется, это очень активный регион. Но исторический центр сохранен, контроль есть, работы по сохранению памятников ведутся. Возьмите Тобольск, где по 600-700 миллионов рублей в год освоения бюджетных средств, и из них только десятая часть, а то и меньше, федеральных средств, остальные - из регионального бюджета. Это о чем-то говорит? В Курганской области сейчас взялись за Далматово. А по Свердловской области практически - ноль (кроме Верхотурья), по Челябинской - ноль...

А вот вам живой пример в Екатеринбурге - "Разбойничий остров", памятник археологии эпохи неолита. Миллиардная стройка выставочной площадки под "Иннопром" обошлась без необходимых по закону археологических исследований, выставочные ангары построены в непосредственной близости от памятника и практически с заходом на территорию других выявленных памятников - древних стоянок и поселений, тем самым создав угрозу их повреждения, а то и уничтожения…

Сегодня существует постоянная угроза уничтожения Поросенкова Лога как памятника истории, археологии, как достопримечательного места. Насчет него есть постановление главы администрации области 1995 года, которое никто не отменял. Документ вводит в статус исторического памятника два участка - около 50 и 200 га: меньший - полностью облагорожен и процветает, а посягательства на больший приходится периодически отражать. В последний раз неправомочное решение областных властей пришлось отменять через Уставный суд. Сейчас мы ходатайствуем перед полпредством, просим поддержать нас и наладить конструктивный диалог со свердловскими властями, чтобы к 400-летию династии Романовых это памятное место мирового значения хоть как-нибудь узаконили и облагородили.

Из программы восстановления Верхотурья археология исключена и забыта. Археологи НПЦ работают там за свою бюджетную зарплату, раскапывают небольшие кусочки, чтобы дать хоть какую-то возможность дальнейшей стройки.

Государственную регистрацию в реестре в Свердловской области прошел всего один объект из 1228. Это Екатеринбургский Пассаж.

Если памятник объявлен таковым постановлением регионального правительства, памятником он, естественно, признается, но кроме этого по закону необходима его регистрация в реестре. Оформлением регистрации должен заниматься орган охраны субъекта. Это отдельная процедура, довольно затратная - и по времени, и по финансам. Под нее субъекты должны закладывать финансирование, чего в Свердловской области не происходит.