Мастер-классов здесь провел легендарный Алексей Баталов. Жаль, времени было мало: лишь полтора часа. Маловато для такой беседы с исполнителем главных ролей в фильмах "Летят журавли", "Дорогой мой человек", "Москва слезам не верит"...
"Единственное, чего бы я хотел, если бы у меня была возможность прожить вторую жизнь, так это чтобы моя мама, мои знакомые, были со мной. Без них я своей жизни не представляю. Не могу себя отделить от людей, из которых все происходит..."
"Станиславский - творческое начало, а Немирович - создатель и организатор. Они дополняли друг друга. Станиславский бы не потянул театр, чтобы там все правильно вертелось и крутилось. А из этой суммы получился один невероятный руководитель".
"Актер сознательно готов умереть на сцене. Борис Георгиевич Добронравов был невероятный актер. Еще маленьким я увидел и запомнил его на всю жизнь. Актеров МХАТа прикрепили к какой-то блатной правительственной больнице. Добронравов уже был в возрасте и плохо себя чувствовал, но продолжал играть. Как-то раз врачи сказали, что ему категорически нельзя играть, очень сильные перенапряжения опасны. Он наотрез отказался уйти со сцены. Подписал расписку, что врачи не несут ответственности. И вот идет спектакль "Царь Федор", Добронравов бьет кулаком по столу: "В тюрьму его, в тюрьму. Я покажу ему, как царя садят!" Занавес закрывается, он успел зайти за кулису и тут же упал. Сердце остановилось. Лучше актера я не видел никогда. И грустно, и гениально".
"В "Летят журавли" я работал с абсолютно гениальным оператором (Сергей Урусевский. - Прим. А.С.). Не просто оператором, а художником. Он был потрясающий человек. Многих зарисовок даже не было в сценарии прописано, он их сам придумал, например, когда крутятся березки. Он не оператор, он создатель, сочинитель.
Когда снимали сцену, где я бегу по лестнице, кто-то из организаторов Каннского фестиваля приехала смотреть нашу студию и заглянули к нам. Когда отсматривали материал, человек с Каннского фестиваля сказала, что эту картину он бы хотел пригласить в Канны. Но дело в том, как снимали эту сцену! Посредине лестницы был установлен столб, а к нему на веревках привязан оператор. И когда я бежал, то помощники подымали и крутили его вокруг столба. Вот как! Тогда же не было таких камер, как сейчас. И этот иностранец как раз увидел этого сумасшедшего с камерой".
"В картине "Москва слезам не верит" очень многое пришлось вырезать. Прекрасные сцены изуродовали эти партийные жлобы. Очень жалко, очень хорошие сцены были.
Я первый человек, который появился с голой задницей в советском кино. Я долго к этой сцене приспосабливался, хоть все и прилично, но кругом же друзья...
Партийцы сначала эту сцену пропустили, ну а потом возмущенно сказали: "Что это? Это же советский рабочий!".
Можно подумать, что у него задницы нет...".
Справка "РГ"
Алексей Владимирович Баталов родился во Владимире в актерской семье. Мать - актриса Нина Ольшевская. Отец - актер и режиссер Владимир Баталов. Когда Алексею исполнилось пять лет, родители развелись. Ольшевская второй раз вышла замуж за писателя Виктора Ардова. В их квартире на Ордынке бывал весь свет русской интеллигенции - Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша. В 1950 году Алексей Баталов окончил Школу-студию МХАТ. За его плечами роли в таких фильмах, как: "Летят журавли", "Дорогой мой человек", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья" и др. Снял фильм "Три толстяка", а так же написал к нему сценарий и сыграл одну из главных ролей. Уже несколько лет является президентом одного из крупнейших российских кинофестивалей "Московская премьера".