За последние четыре года по всем уровням профессионального образования наблюдается снижение приема абитуриентов на специальности, связанные с высокотехнологичными отраслями экономики.
- Проблема кадров для высокотехнологичных отраслей по-прежнему остается острой, - уверен первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. - С одной стороны, нет крупных проектов, на которых можно было бы учить молодежь, с другой - происходит девальвация инженерного и естественнонаучного образования. Это вызвано тем, что машиностроение и высокотехнологичные производства находятся в незавидном положении по отношению к сырьевым отраслям. До тех пор пока доходность по различным отраслям не будет примерно одинакова, не будет привлекательно получать техническое образование.
Нужно возобновлять профильные технические олимпиады и профильные школы, чтобы повысить качество абитуриентов, уверен председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, заместитель председателя ВПК при правительстве РФ Юрий Михайлов.
Непрестижность статуса инженера и тем более рабочего у станка ведет к деградации инженерного класса, а значит, и к деградации самих промышленных предприятий. По мнению экспертов, больше всего от такого положения вещей страдают предприятия ОПК, для которых особенно важен высококвалифицированный кадровый состав. Однако привлечь такие кадры предприятиям ОПК не под силу. Затрат на техническое оснащение, на увеличение заработной платы и на подготовку кадров у оборонки гораздо больше, чем у других промышленных предприятий. Кроме того, им требуются средства и на обучение молодых специалистов, которые приходят на предприятие и которые зачастую оказываются не подготовленными надлежащим образом.
Однако, как это ни странно, вузам не всегда под силу подготовить технического специалиста, отвечающего требованиям современности. Например, до сих пор не решен вопрос о передаче в вузы на профильные кафедры оборудования от соответствующих предприятий, с помощью которого должны вестись практические занятия.
- В вузах, которые готовят технических специалистов, давно устарели лаборатории и оборудование, - сокрушается Юрий Михайлов. - А без этого невозможно дать качественное образование. Кроме того, нужно организовать практику на предприятиях, и не формальную, как это часто бывает, а такую, чтобы студент после такой практики вышел с реальными знаниями.
В технические вузы идут не самые лучшие абитуриенты.
- Умные ребята идут туда, где высока вероятность хорошего заработка после окончания вуза, - говорит Владимир Гутенев. - И мы можем сколько угодно говорить о переизбыточности юристов и экономистов, но если у них есть шанс зарабатывать большие деньги, легче встроиться в экономическую модель страны, выбор делается в пользу таких специальностей.
Такие специальности, как, например, кораблестроение и машиностроение, не вошли в официальный перечень специальностей, важнейших для модернизации экономики страны. Поэтому выделение бюджетных средств на одного студента, обучающегося по неприоритетным направлениям, - около 62 тыс. рублей против 120 тысяч на студента, обучающегося по приоритетным для страны направлениям.
Экспертное сообщество считает, что основными задачами в области развития кадрового и интеллектуального потенциалов в сфере высокотехнологичных отраслей должны стать формирование многоуровневой системы непрерывного образования, развитие базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих вузов, а также создание на базе интегрированных структур научно-образовательных центров.
- Необходимо, чтобы на базе крупнейших оборонных предприятий создавались технопарки, где был бы трансферт технологий и знаний, - уверен Владимир Гутенев. - Необходимо, чтобы возрождалось начальное и среднее профессиональное образование. Кроме того, необходимо запретить дистанционную и заочную формы обучения по инженерным специальностям, потому что брать на работу конструктора, который дистанционно изучал теорию машин и механизмов, - это ущерб для экономики и снижение ее конкурентоспособности.
- Одна технологическая ошибка рабочего-оператора, обслуживающего сложное оборудование, может иногда стоить 20-40 тыс. долл., - говорит директор департамента стратегического развития минпромторга Николай Кутеев. - Поэтому просто необходимо вкладывать в образование специалистов, занятых в таких сферах. Обучить их будет стоить гораздо дешевле тех потенциальных ошибок, которые они могут совершить.