Большинство россиян поддерживают суверенную демократию

Переводчики знают, как сложно порой переводить на другой язык слова, которые во всех наречиях звучат вроде бы одинаково и значить должны одно и то же. Не тут-то было. И касается это правило не только сугубо бытовых вещей, но и - в гораздо большей степени - глобальных понятий.

В этом еще раз имели возможность убедиться социологи Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра). В ходе очередного опроса они попросили россиян пояснить, как они понимают базовые, краеугольные для любого государства понятия, заложенные в его конституции: демократию, права и свободы человека, баланс общественных и личных интересов.

Выяснилось, что Россия и здесь нашла собственный путь, а мнение россиян об идеальной для нашей страны модели демократии существенно отличается от предлагаемых им "западных образцов". Да и от громких лозунгов, которые в последнее время часто звучат в эфире и в Интернете, "средние" россияне оказались достаточно далеки. У них свой взгляд на демократию, на пределы допустимого в сфере прав и свобод - нравится это кому-то или нет, но факты и проценты вещь упрямая.

При этом социологи сравнили результаты двух аналогичных опросов: свежего, датированного июлем 2012 г. - и четырехлетней давности. Сравнение тоже оказалось красноречивым: кризис и последующий выход из него явно не прошли для гражданского самосознания даром.

Как вы считаете, насколько важно, чтобы у каждого человека было право беспрепятственно высказывать любое мнение, в том числе критиковать правительство или религиозных лидеров? - спросили социологи. Как выяснилось, четыре года назад ответ "очень важно" давала треть россиян (34%), а сейчас меньше четверти (23%). "Довольно важно" сейчас такое право для половины наших сограждан (раньше было 42%). А вот число тех, кому право критиковать первых лиц, не очень или совсем не важно, за прошедшую четырехлетку выросло. Раньше это был каждый шестой-седьмой (15%), сейчас - каждый пятый (20%) к подобного рода гласности не стремится.

Четверть россиян (24%) считают, что руководство России должно иметь право запрещать обсуждение тех или иных политических и религиозных взглядов. 60% уверены, что права на такой запрет у власти нет.  Довольно незначительно изменилось за годы кризиса число тех, кто имеет собственное мнение по поводу права выхода на мирные демонстрации протеста против действий правительства. Три четверти считают, что такое право у граждан есть и должно оставаться. Однако каждый пятый (19%) уверен, что правительство должно иметь право запрещать мирные демонстрации, которые могут привести к дестабилизации обстановки в стране.

Очень и очень показателен ответ граждан на вопрос, сколько свободы имеют сейчас люди в России - слишком мало, достаточно или слишком много? В нем, собственно, содержится ответ "человека с улицы" всем тем, кто его на улицы под разными лозунгами и зовет.

"В России слишком мало свободы" - говорят 18%, и это число практически не менялось все четыре года. Свободы в России достаточно - ответ большинства (59%). Отметим попутно, что эта цифра претерпевала довольно серьезные колебания - от всего лишь трети (32%) в 1997-ом до пикового 61% в 2010-м. В России свободы слишком много! Так заявляли социологам 16% в этом году, 23% в прошлом, всего 13% - в позапрошлом и, для сравнения, больше трети граждан (34%) в 1997-ом.

Говорил ли на самом деле французский монарх "государство - это я!" или этот броский лозунг ему лишь приписывают, доподлинно неизвестно. Зато сразу видно, что наши люди себя с государством не отождествляют. Наоборот, в подавляющем большинстве ждут от него помощи, защиты, опеки и поддержки. 82% граждан считают самым правильным такой принцип взаимоотношений людей и государства, когда государство "больше заботится о людях". Лишь каждый двадцатый думает, что люди должны пойти ради блага государства на некоторые жертвы (какие - не уточняется, но явно пример комсомольцев-добровольцев в массах отклика уже не имеет). Всего 12% по-западному рационалистично рассуждают, что люди должны "проявить инициативу и сами позаботиться о себе". Кстати, в 1997-ом году таких "инициативников" было намного больше - почти пятая часть населения (18%). Меньше всего охотников самим управлять своей судьбой нашлось в посткризисном 2011-ом: лишь 9%.

Так или иначе, но три четверти россиян убеждены, что без опеки со стороны государства большинство граждан прожить попросту не сможет. Им оппонирует пятая часть респондентов: сможет, говорят они (вопрос - захотят ли, в данном случае не стоял).

По мнению респондентов, скорее прочего обеспечить благополучие народа помогут надежные, реально работающие законы (так ответили больше половины - 56%). Второе важное условие нормальной жизни людей - "достойные люди в руководстве" страны (ответ 38%). Что характерно, в далеком ельцинском 1997-ом люди более чем вдвое чаще затруднялись с ответом на столь, казалось бы, простой вопрос: его не смогли дать тогда 14% против сегодняшних 6%.

И, конечно, не обошлось без классической дилеммы: что важнее для России - порядок в государстве или соблюдение прав человека (то есть "демократия или твердая рука", извечный вопрос на протяжении уже второго десятилетия новейшей истории). Демократия демократией, но - у России свое понимание "что такое хорошо и что такое плохо". 53% высказались за "порядок". 42% - за соблюдение прав человека. Кстати, в 1997-ом уставшие от политических пертурбаций граждане были еще более категоричны: за порядок выступали 60%, а за права человека - чуть больше четверти населения (27%).

Как вы думаете, нужна ли России демократия? На этот вопрос социологов 63% россиян ответили однозначно - да. Однако нельзя не учитывать и их довольно многочисленных оппонентов. 24%, то есть практически каждый четвертый убежден, что демократическая форма правления - не для России.

Возможно, дело тут было именно в разных терминах и "трудностях перевода", поэтому социологи задали и уточняющий вопрос: какая демократия в принципе нужна нашей стране?

Палитра мнений и число сторонников разных точек зрений говорят сами за себя. За такую модель демократии, какая существует в развитых странах Европы и Америки, высказалось меньшинство граждан - 27%. Каждый пятый считает идеалом такую демократию, "как была в Советском Союзе" (вопрос - была ли это именно демократия, оставляем за скобками и уважаем мнение респондентов). Наибольшее число голосов набрала модель демократии "совершенно особая, соответствующая национальным традициям и специфике России" - 38%. Кстати, раньше таких людей было еще больше, и намного - в разные годы их число доходило то до 45, то даже до 48%. За последний же год прибавилось сторонников как западной, так и советской модели демократии: западников - на 8%, "большевиков" - на 6%.

Лишний раз социологи убедились, как важно правильно сформулировать вопрос. Почувствуйте разницу: с одной стороны, есть уже упоминавшиеся 24% тех, кто считает демократическую форму правления не подходящей для России. С другой - в ответе на вопрос о форме демократии лишь 3% сказали, что демократия России не нужна вообще.

И никаких парадоксов - всего лишь очередные неточности перевода и особое понимание известных терминов. И путаница в головах обывателей, помноженная на эхо от многократно услышанных лозунгов. Мудрено не запутаться - и как тогда оценивать результаты соцопросов?

Собственно, для того и существуют политики разных мастей, чтобы все разложить по полочках: налево, направо, в центр… Социологи поинтересовались мнением граждан об этих персонах.

Имеет ли в России шансы на существование политическая оппозиция? По словам респондентов, да. В той или иной степени за то, чтобы оппозиционная точка зрения имела право на жизнь, высказались 72% россиян. Лишь 13% - за монолитную идеологию без малейших противовесов. Правда, когда дело дошло до конкретики и социологи спросили не "вообще", а о том, есть ли сейчас в стране настоящая политическая оппозиция власти, снова получилось как с демократией. 66% сочли, что оппозиция в стране есть, 22% - что ее нет. Однако в данном случае оппозиционеры могут записать результаты своей агитации и пропаганды себе в актив. В 2008 г. их в упор не видели 45% граждан, а замечали 46%, в 2004-ом и того меньше: каждый пятый в те времена вообще при слове "оппозиция" разводил руками и с ответом затруднялся - ни да, ни нет. Сейчас внимания к ним гораздо больше.

Однако не стоит обольщаться - совершенно не факт, что граждане вкладывают в услышанные лозунги именно то, что от них хотели бы получить политики. У России собственный путь и своя логика, и граждане легко это доказывают, как только выдается удобный случай.