Сегодня банки обязаны раскрывать структуру собственности на сайте Банка России в соответствии с нормативными актами регулятора. Теперь же предлагается законодательно закрепить обязанность самих собственников банков предоставлять соответствующие сведения, в том числе в случаях, когда акции находятся у номинального держателя. Поправки предусматривают введение в закон о ЦБ новой статьи, устанавливающей полномочия Банка России по сбору у кредитных организаций информации об акционерах, а также лицах, которые их контролируют (прямо или косвенно), и третьих лицах, через которых осуществляется косвенный контроль. Также регулятор будет иметь право запрашивать информацию о доверительных управляющих, работающих в пользу акционеров. Нововведения предоставляют регулятору право запрашивать аналогичную информацию непосредственно у перечисленных лиц, а не через кредитную организацию. Если информацию о себе держатели акций не раскрывают, их лишат права голосовать долями в кредитной организации.
- Сейчас и так банки - участники системы страхования вкладов должны раскрывать структуру собственности вплоть до конечных выгодоприобретателей - физлиц. Распространение такого требования на все банки станет правильным и логичным шагом, - считает заместитель председателя правления "Ренессанс Кредит" Сергей Королев. - Я не думаю, что это сильно повлияет на рынок, так как большинство банков являются участниками системы страхования вкладов и уже раскрывают такие сведения на своих сайтах. Эта инициатива скорее полезна самому ЦБ для осуществления контроля за влиянием конечных выгодоприобретателей на операции подконтрольных им банков, которые не являются участниками системы страхования вкладов.
Вице-президент, директор юридического департамента Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина отметила, что предложенные поправки облегчат жизнь банкам в части раскрытия структуры собственности за счет возможности запрашивать необходимую информацию как у акционеров и лиц, их контролирующих, так и у номинальных держателей (сейчас такой возможности нет). От потенциальных инвесторов поправки потребуют дополнительных усилий по соблюдению требований по раскрытию информации, поскольку в противном случае Банк России может наложить запрет на голосование акциями, информация о владении которыми не раскрыта. "Предложенные поправки мы оцениваем положительно, поскольку они позволяют сделать российские банки более прозрачными и, соответственно, более привлекательными для инвесторов. Вследствие этого можно ожидать оживления на рынке публичных размещений акций. Кроме того, это хорошо для вкладчиков и других клиентов, поскольку банки будут вызывать больше доверия, т.к. структура собственности станет более открытой", - сказала Кузьмина.
Предложенные поправки предусматривают также внесение изменений в Закон "О рынке ценных бумаг", которые устанавливают требования о представлении номинальными держателями по запросу кредитной организации сведений о владельцах акций, права на которые учитываются на лицевом счете номинального держателя. По мнению авторов законопроекта, эта норма позволит ускорить процесс сбора кредитной организацией информации о структуре собственности, а также будет способствовать повышению достоверности информации. Поправки также устанавливают дополнительные условия, необходимые для получения российскими кредитными организациями-эмитентами ценных бумаг разрешения на размещение и обращение этих бумаг за пределами России.
По мнению председателя коллегии адвокатов "Вашъ Юридический Поверенный" Константина Трапаидзе, предлагаемые минфином изменения не окажут никакого негативного влияния на банковский сектор. Наоборот, как считает эксперт, в будущем они приведут к повышению надежности кредитно-финансовых учреждений и их прозрачности. "Ситуации, когда на деятельность банков и финансовых учреждений могли влиять конечные бенефициары, о которых вкладчикам, юридическим лицам и фискальным органам было мало что известно, приводили к серьезным злоупотреблениям, махинациям и нарушениям российского и международного финансового законодательства. Новая инициатива минфина позволит существенно ограничить такие действия", - отметил Трапаидзе. Кроме того, по его словам, будет понятно, в чьих интересах могут действовать эти организации и кто может оказывать на них влияние, так как деловая репутация и этика "владельцев" позволит избегать общения и контактов с наиболее ненадежными из них. В некоторых финансовых операциях это позволит привлекать конечных бенефициаров как "поручителей" финансовых организаций.
Эксперты считают, что поправки позволят государству бороться с оттоком капитала из страны, а также помогут сделать работу банков более прозрачной и понятной как для граждан, так и для российских и иностранных инвесторов. Вместе с тем, как обратила внимание аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова, четкого понимания того, как такой механизм раскрытия бенефициаров будет функционировать, нет. Кроме того, по ее словам, иностранные компании и вовсе вправе не предоставлять информации о своих бенефициарах, а, значит, узнать, кто стоит за ними, практически невозможно. "Такие поправки позволят Центробанку более тщательно контролировать не только кредитные организации, но и движение денежных потоков и, возможно, помогут предотвратить повторение ситуации, которая произошла с Банком Москвы, когда большая часть средств была выведена через офшоры, и будут способствовать росту национальной экономики", - предположила Кондрашова.