Эксперт: Статью УК "Мошенничество" надо постоянно редактировать

Статью Уголовного кодекса "Мошенничество" необходимо редактировать каждые два-три года, считает советник Института современного развития  Никита Масленников.

 "Законодательство, - поясняет он, - всегда отстает от развития мошеннических схем, поэтому их перечень должен оставаться  открытым". Это позволит регуляторам и правоохранителям вовремя вмешиваться и пресекать действия мошенников. А правоприменительная практика сможет адекватно квалифицировать новые составы преступлений, считает эксперт.

Верховный суд РФ уже разработал законопроект, детализирующий виды мошенничества. Однако правительство в своем отзыве на него подчеркивает необходимость закрепления на законодательном уровне понятия "финансовая пирамида". И предлагает особо обговорить тему неправомерного распоряжения материнским капиталом, предусмотреть возможные случаи злоупотребления предметами, выданными по социальному страхованию - путевками, лекарствами и протезами. А также преступления в области электронной коммерции.

Но и этот список, похоже, можно продолжить. Ахиллесовой пятой российской финансовой системы сегодня являются  мобильные платежи, электронные переводы и интернет-банкинг, говорит Масленников. По его словам, закон о национальной платежной системе носит рамочный характер, регулирование и надзор в этой сфере ослаблены.

"Поправки следовало внести еще десять лет назад", - полагает председатель комитета по экономической безопасности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Евгений Потапов. Некоторые отраслевые союзы, например, Российский союз страховщиков и банковское сообщество, давно выступали с такой инициативой. Хорошо, что Верховный суд, наконец, решает эту проблему, считает Потапов, но плохо, что забыли посоветоваться с отраслевыми организациями. Обязательно нужно определить в законе, что такое финансовая или страховая "пирамида", подчеркивает Потапов. Иначе невозможно доказать злой умысел мошенника, пока он не совершит преступление. Его сейчас можно наказать только, когда он уже получит деньги с помощью заведомо ложных поручительств или свидетельств. Поэтому, по словам Попова, более половины требующих страхового возмещения де-факто - мошенники.

"В принципе, неплохо привести текст 159 статьи Уголовного кодекса "Мошенничество" в соответствие с современной бизнес практикой, - уверен вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. - Но и излишне обольщаться не стоит. Урок с возвращением Мавроди наглядно показывает, что всегда найдутся те, кто готов отдать даже последнее в надежде на дармовщину". Проблема лежит не только в области законодательства, но и в человеческой природе, уверен эксперт.